Военное дело Политика

Италия вернулась. Она остается страной, от которой зависят оборона и технологии НАТО

0 6958

Несмотря на раздающуюся сегодня на фоне украинского конфликта критику состояния европейских армий и ВПК, считать ЕС беспомощным в военном отношении было бы ошибкой. Развитие российско-украинского конфликта делает одним из важнейших направлений южный фланг НАТО, за который отвечает Италия.

На сегодня в её вооруженных силах состоят примерно 340 000 человек. Это меньше, чем семь лет назад, когда ВС Италии насчитывали почти 357 000. Тем не менее Италия по-прежнему занимает 11-е место из 142 стран в ежегодном обзоре глобальной огневой мощи, и, что более важно, она продолжает играть ключевую роль в оборонной позиции НАТО и планах по переоснащению вооруженных сил альянса новейшими разработками.

У обывателя Италия ассоциируется с модными брендами и спорткарами. Но специалистам эта страна известна как родина великих изобретателей и родной дом ведущих компаний — разработчиков вооружений и техники, таких как Beretta, Iveco, Fincantieri и Leonardo. Эти компании производят все, от стрелкового оружия до самолетов и многих важных компонентов, используемых в военной технике.

Мастерская НАТО

Италия остается одной из стран, от которых американские военные зависят как в оборонном отношении, так и в военных поставках и оборудовании. Итальянские подрядчики были критически важным поставщиком деталей и участвуют в разработке ударного истребителя F-35.

Еще одна разработка — вертолет для ВВС США MH-139A, который заменит ветерана времен Вьетнамской войны Bell UH-1N Huey.

Вертолет для ВВС США MH-139A

Вертолет для ВВС США MH-139A.

© dvidshub.net

Boeing MH-139A Grey Wolf — это многоцелевой вертолет, основанный на проверенном коммерческом вертолете Leonardo AW139. Он предназначен для защиты 450 шахт межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» и транспортировки правительственных чиновников и сил безопасности США.

Итальянский оборонный подрядчик также был выбран для создания ключевой новой системы вооружений для США — фрегата типа Constellation.

В настоящее время Италия является одной из стран наряду с Австралией, Канадой, Финляндией, Норвегией, Нидерландами, Испанией, Швецией и Соединенным Королевством, которые участвуют в соглашении с Соединенными Штатами о поставках в области поддержания безопасности (SOSA). Рим остается важной частью военно-промышленной базы НАТО.

Итальянская промышленность сегодня стремится к активному участию в этапах совместных исследований и разработок.

«Леонардо» выступает одним из ключевых участников разработки британского проекта истребителя будущего Tempest и стремится сохранить свою ключевую роль в этом предприятии.

Как объяснил начальник штаба ВВС Лука Горетти, Рим присоединился к программе FCAS, потому что чувствовал, что может играть в ней большую роль, чем во франко-германско-испанских начинаниях.

В 2019 году Италия объявила о своем участии в возглавляемой Великобританией программе Future Combat Air Systems (FCAS) / Tempest с большой помпой. Три года спустя энтузиазм по поводу Tempest все еще высок в Риме, о чем свидетельствует недавний рост финансовых обязательств по программе. Последний документ, опубликованный в июле 2022 года, прогнозирует увеличение расходов на ранние этапы программы с двух миллиардов евро до 3,8 миллиарда к 2036 году.

Как отмечают Изабелла Антиноцци и Тревор Тейлор из британского Королевского института объединенных служб, с новым правительством Джорджи Мелони приверженность страны программе Tempest, вероятно, сохранится, не в последнюю очередь из-за экономического потенциала итальянской промышленности.

3 января «Леонардо» заключил сделку о приобретении 25,1% акций немецкой электронной фирмы Hensoldt. Контракт предусматривает более тесное сотрудничество между фирмами в области радиолокационной технологии электронного сканирования, которая уже использована в Eurofighter.

Инвестиции в Tempest предназначены не только для развития системы вооружений. Они представляют собой «исторический момент международного сотрудничества», позволяя национальной промышленности получить доступ к ключевым технологическим ноу-хау.

Выступая на последнем авиасалоне в Фарнборо, подполковник Давиде Дентамаро из программного офиса FCAS Итальянского национального управления вооружений объяснил, что FCAS сильно отличается от устаревших программ, в которых национальные отрасли часто боролись друг с другом, состязаясь в неэффективности.

«На этот раз, напротив, существует полная синергия между промышленностью и правительственными партнерами», — цитируют военного Антиноцци и Тейлор.

На отраслевом уровне в Италии акцент делается на том, что итальянские фирмы являются более чем просто поставщиками компонентов, как это было в случае с истребителем F-35. Присутствие «Леонардо» в качестве основного элемента как в британских, так и в итальянских промышленных командах Tempest должно способствовать тому, чтобы Италия чувствовала, что она имеет справедливую долю усилий по развитию. Для этого «Леонардо» активизирует контакты с Elettronica, еще одной крупной компанией — производителем военной электроники в Италии.

Истребитель F-35

Истребитель F-35.

© dvidshub.net

Министр обороны Лоренцо Герини недавно посетил своего коллегу в Японии, где, помимо глобальных политических вопросов, видное место в повестке дня итальянской делегации занимали военное сотрудничество, технологический прогресс и проект Tempest, в котором участвует и Япония. Визит стал шансом придать импульс итало-японскому проекту внедрения технологий и оборудования (он стартовал в 2019 году, но ему препятствовала пандемия коронавируса).

Мало денег и слишком много симпатий к России

Оборона занимает странное положение в итальянском общественном мнении. Вооруженные силы в значительной степени остаются объектом восхищения и уважения. Однако тратить деньги на них итальянцы особо не желают.

В июле правительство национального единства премьер-министра Марио Драги рухнуло, и 25 сентября 2022 года состоялись внеочередные выборы. Правая коалиция, куда входят «Лига» Маттео Сальвини и Forza Italia Сильвио Берлускони, во главе с «Братьями Италии» Джорджи Мелони получила почти 44% голосов.

Коалиция может по-разному повлиять на оборону Италии. Исторически считающиеся на Западе пророссийскими, эти группировки не обязательно чувствуют настоятельную необходимость значительного увеличения расходов на оборону или развития суверенного военного потенциала. Это отражается в довольно робких расходах на оборону.

Несмотря на рост, зарегистрированный в 2020 году, оборонные расходы Италии в ВВП остаются низкими, ниже всех других стран G7 и ниже среднего показателя ЕС (1,6%) и НАТО (1,8%). Это длительное недоинвестирование в оборону означает, что промышленный потенциал остается главной проблемой Италии. И это осложняет взаимоотношения с союзниками, от которых Италия требует равноправия в совместных проектах.

Политическая волатильность Италии и тот факт, что инвестиции в оборону не являются приоритетом, вызывают вопросы об общей способности страны соответствовать ожиданиям и потребностям тех же британских партнеров в проекте Tempest.

BAE Systems Tempest

BAE Systems Tempest.

© topwar.ru

Южный фланг

Джорджа Мелони

Джорджа Мелони.

© giorgiameloni.it

Джорджиа Мелони, выступающая с антимигрантскими лозунгами, сделала особый акцент на необходимости восстановления центральной роли Средиземноморья в итальянской и европейской политике в своем недавно опубликованном партийном манифесте.

Управление миграцией и обеспечение безопасности Средиземноморского бассейна будут занимать видное место в повестке нового правительства, и из этого следует, что постоянная приверженность амбициозным оборонным проектам в воздушной сфере не гарантируется. Напротив, предполагается, что большее внимание будет уделяться флоту.

Ведь, несмотря на то, что Рим сейчас обращен взглядом в Восточную Европу, и особенно на Украину, главным направлением для Италии остается Средиземноморье.

«Заметный рост недружественной военно-морской активности в Средиземноморье указывает на то, что мы не должны упускать из виду этот геополитический район», — заявил на мероприятии, организованном Центром стратегических и международных исследований в мае, адмирал Джузеппе Каво Драгоне.

Как отмечает американский оборонный журналист Питер Спичу, итальянские военные считаются жизненно важным компонентом НАТО для защиты южного фланга в регионе Большого Средиземноморья, который простирается от Персидского залива на востоке до Гвинейского залива на побережье Западной Африки. Примерно 30% мировой морской торговли в настоящее время проходит через Средиземное море, десятки важных подводных кабелей пересекают его воды.

Итальянская армия

Итальянская армия.

© esercito.difesa.it

Значение региона, скорее всего, только возрастет по мере того, как Европа попытается положить конец своей зависимости от российской энергетики, импортируя нефть и газ с Ближнего Востока, и по той причине, что само Средиземноморье рассматривается как место добычи нефти и газа как на суше, так и на море.

«Средиземноморье переполнено, и государственные и негосударственные субъекты прибывают. В Средиземноморье мы зависим от данных и нефти, которые передаются и транспортируются с помощью кабелей и трубопроводов, и мы должны их защищать», — сказал адмирал Джузеппе Каво Драгоне.

По этим причинам итальянские военные в настоящее время сосредоточены на увеличении своих экспедиционных возможностей на фоне растущей напряженности в Средиземноморье, и они стремились создать силы, которые могут быть быстро развернуты, действовать в нескольких областях и, самое главное, взаимодействовать со своими союзниками по НАТО.

В настоящее время Италия находится на пути к достижению цели НАТО — потратить 2% своего ВВП на оборону к 2028 году, и, хотя расходы на итальянскую армию будут приоритетом, итальянский военно-морской флот приобретет не менее семи морских патрульных судов типа Thaon di Revel. В рамках текущих усилий Рим стремится внедрить новейшее военное оборудование, которое включает приобретение истребителей F-35 как для своих военно-воздушных сил, так и для военно-морского флота.

Итальянская армия

Итальянская армия.

© esercito.difesa.it

ВВС и ВМФ Италии эксплуатируют F-35B, версию F-35 с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Сейчас флот имеет три F-35B, а ВВС — два в дополнение к 14 машинам F-35A. Каждая ветвь вооруженных сил в конечном итоге будет иметь 15 F-35B, которые будут участвовать в учениях и работать вместе.

Рим начал производство своего второго судна материально-технического обеспечения типа Vulcano. Первое было введено в эксплуатацию в прошлом году. У него также есть планы по созданию новых эсминцев и замене трех транспортных доков типа San Giorgio.

Военный корабль ITS Trieste

Военный корабль ITS Trieste.

© seaforces.org

Рим строит ITS Trieste — крупнейший итальянский военный корабль со времен Второй мировой войны. Будучи спроектированным как десантный штурмовой корабль, 803-футовое судно водоизмещением 30 000 тонн сможет нести не менее дюжины истребителей F-35B. При необходимости он, по сути, может действовать как третий авианосец Италии, позволяя её флоту быть в центре сил, которые могут защитить интересы НАТО в Средиземном море и за его пределами.