В Центральном доме кинематографистов состоялась торжественная церемония закрытия V Московского фестиваля российского кино «Будем жить!», на которой были подведены итоги его полнометражного игрового конкурса.
К сожалению, звёздные члены жюри — председатель Александр Ширвиндт, Никас Сафронов, Анастасия Заворотнюк, а также генеральный продюсер киностудии им. Горького Сергей Зернов — присутствовать на вечере не смогли, а потому свои обязанности по вручению главных фестивальных наград они передали заместителю председателя жюри Игорю Клебанову, знаменитому оператору.
В главном конкурсе участвовало десять новых российских картин, девять из которых были режиссёрскими дебютами. Благодаря обилию призов — не только от большого жюри, но и от соорганизаторов и партнёров фестиваля — отмечены разного достоинства наградами были практически все (ничего не досталось только «Блуждающим» Анны Симаковой и «Городским птичкам» Юлии Белой).
Рекордсменом оказалась драма Юрия (Гоши) Куценко «Врач». Популярный актёр, сыгравший в своём первом фильме главную роль, был награждён призом за лучшую мужскую роль, а также призом московского Департамента гражданской обороны и ЧС с формулировкой «За воплощение на экране героической профессии врача»; Евгении Опельянц достался специальный диплом за лучшую операторскую работу. «Это очень личная история для Гоши Куценко», — отметила забиравшая награды представительница съёмочной группы.
Второе место на составленном жюри пьедестале заняла «Птица» Ксении Баскаковой, сыгравшая здесь юная Евдокия Малевская названа лучшей актрисой конкурса. «Кто не видел — поверьте: это блестящая работа!», — прокомментировал данное решение не сходивший со сцены Президент фестиваля Евгений Герасимов. Неожиданным бонусом для Евдокии стало переданное Никасом Сафроновым полотно «Лето, море, отпуск, или Мечта чиновника». «Пусть эта картина будет твоей путеводной звездой в твоей карьере и жизни», — перевёл Герасимов заложенную художником мысль.
У «Огней большой деревни» Ильи Учителя — третье место и специальный приз от сети кинотеатров «Московское кино»: билет на все сеансы в кинотеатр «Космос», где, собственно, и снималась эта комедия. «Я думаю, очень удачно получилось, — посчитал режиссёр, — что мы сняли фильм о том, как люди снимают кино, — потому что кинопублика этого не оценить не может».
Вышедший на прошлой неделе в широкий прокат фильм «Тэли и Толи» Александра Амирова удостоен Специального диплома продюсерам фильма («За развитие жанрового кино») и приза Департамента национальностей г. Москвы «За обращение к теме дружбы народов». «Удачного проката», — пожелал Игорь Клебанов, скептическая интонация которого вызвала, к сожалению, сдержанный смех в зале.
Два партнёрских приза — от газеты «Московский комсомолец» и от Объединения административно-технических инспекций г. Москвы — досталось Сергею Аксёнову за ленту «Москва, я терплю тебя». «Фильм очень хороший, добрый, хорошо играют артисты», — заметил Евгений Герасимов, добавив, что после просмотра «понимаешь, что это лучший город Земли — Москва».
Продюсеры фильма Александра Галибина «Золотая рыбка» получили Специальный диплом «За раскрытие важнейшей жизнеутверждающей темы». Председатель жюри Александр Ширвиндт свой персональный приз присудил фильму Алёны Давыдовой «Иван». «Эта картина меня так тронула!» — озвучил президент признание отсутствующего председателя.
Ну а на первое место жюри поставило картину Александра Тютрюмова «Искушение», о которой мы как раз пророчески написали накануне её показа, прям как в воду глядели. «Волнительно и как-то неожиданно», — поблагодарил Тютрюмов со сцены, отдавав заодно должное художественному руководителю проекта — более опытному сценаристу и режиссёру Эрнесту Ясану.
Тут следует обратить внимание на одно «но». Фильм «Искушение», как мы уже говорили, хороший, приза достойный. Но любопытно при этом, что оценив его художественные качества, члены жюри (и в первую очередь — пригласившие ленту в конкурс составители программы) как-то позабыли о несоответствии сюжета с оптимистическим, жизнеутверждающим началом кинофестиваля — потому как лозунгу «Будем жить!» эта картина явно не соответствует.
Какой она показывает российскую молодёжь? Грешной: алчной, жадной, готовой предать любимого человека и даже пойти на убийство ради денег, ради американских долларов. Какой здесь предстаёт творческая интеллигенция? Беспринципной, разгульной, некоторые скажут — похотливой. Каков финал рассказанной здесь истории? Горький и беспросветный: художник вновь впадает в затяжную депрессию, молодой герой буквальным образом выкинут на обочину жизни, его красавица невеста отправляется в соблазнительное, но явно недолгое путешествие с только что откинувшимся с зоны зэком. Здесь будет жить только он, этот урка.
«Искушение» как раз тем и хорошо, что не пытается сделать показанных персонажей лучше, а ставит неоднозначный, но в какой-то степени верный диагноз современному обществу, отдельные представители которого готовы на любую подлость ради приумножения собственного благосостояния. Наверное, стоит поблагодарить членов жюри кинофестиваля «Будем жить!» за то, что они не стали лукавить – и своим первым призом словно бы подчеркнули: даже на самом оптимистичном фестивале побеждает всё равно пессимизм.
Несмотря на это, всех выходивших на сцену Дома кино лауреатов благодарили за их самоотверженную работу, за присущий их лентам юмор, за то добро, что их картины несут в нашу жизнь. «Это те фильмы, которые не хочется забыть вместе с выброшенной пачкой попкорна», — как сказала одна из «вручантов». Сами призёры благодарили в первую очередь своих коллег-кинематографистов и те студии, что помогли осуществиться их замыслам. Ну и организаторов фестиваля, разумеется — «за тёплую киношную атмосферу».
Кстати, Президент фестиваля Евгений Герасимов и сам получил приз — от Департамента Москвы по конкурентной политике: «За победу в фестивальной конкурентной борьбе». Победа, напомним, была одержана над ранее проходившим в эти же дни и ныне фактически уничтоженным фестивалем «Московская премьера», президентом которого был великий артист Алексей Баталов, лишённый, увы, жизненно необходимого административного ресурса. «Сегодня из маленького, небольшого фестиваля мы стали большим фестивалем российского кино — и я вас с этим поздравляю!» — похвастался в начале вечера Герасимов.
Чтобы не утяжелять торжественную церемонию, призы в прочих конкурсных программах были вручены отдельно, в Доме кино имена лауреатов огласили списком; последуем и мы этому примеру.
Владимир Фенченко, Алексей Петрухин и Аглая Шиловская — судьи короткометражного игрового кино — главные награды присудили фильмам «Живи» Елены Пискарёвой (в категории «Драма»), «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилла Васильева («Жанровое кино»), «Светлячок» Натальи Назаровой («Авторское кино») и «Неона» Веры Водынски («Экспериментальное кино»).
Жюри документального конкурса — Владимир Фокин, Наталья Гугуева, Ольга Любимова — отметили картины «Напротив левого берега» Евгения Григорьева, «Переведи меня через Майдан» Варвары Филипчук и «Всё будет» Людмилы Коршик.
Призёров в анимационной программе выбирали Михаил Алдашин, Татьяна Цыварева и Павел Шведов; они выбрали ленты «Запретная еда» Олега Ужинова (эпизод из сериала «Ин и Яна» назван Лучшим фильмом программы), «Даша и людоед» Натальи Суринович (Лучший короткометражный фильм), «В лесу забытых зонтов» Дмитрия Высоцкого (Лучший детский фильм), «Гамлет» Евгения Фадеева (Лучший студенческий фильм).
Полный список победителей (с учётом всех дипломов и специальных призов) выложен на сайте фестиваля в двух частях: здесь и здесь.
Не раз обращаясь в течение вечера к пришедшим на церемонию гостям («Нет равнодушных людей в этом зале по отношению к кино!»), Герасимов отмечал, что руководство фестиваля «Будем жить!» всегда старалось создавать условия «для того, чтобы наша молодежь себя реализовала». Ведь фестивальное признание даёт молодым режиссёрам возможность встретиться с опытными продюсерами — которые смогут помочь им в осуществлении дальнейших заветных планов.
У нас очень талантливая молодежь. Главное — им не помешать, а помочь тогда, когда им трудно. Я уверен, что они справятся и с трудностями тоже.«Я уверен, что будущее нашей кинематографии в надёжных руках», — сказал Евгений Герасимов, подытожив: «Кино есть, кино живёт, кино будет жить!»