Кино

Итоги киногода

7 236

Кадр из фильма "Хоббит: нежданное путешествие".

2012-й. Немой черно-белый фильм берет «Оскара» - а классические ленты перевыпускаются в 3D. Бум комедийных ремейков - и неиссякаемость долгосрочных франшиз. Джеймс Бонд празднует полувековой юбилей, а «Мстители» звездным десантом высаживаются в Москве. Одни наши люди успешно обживаются в Голливуде, в то время как другие - снимают кино на свои кровные. В свою очередь депутаты и чиновники принуждают прокат к квотам и возрастной маркировке – а весь мир смотрит на кино совсем не киноманскими глазами. Киноридус выбрал дюжину наиболее показательных явлений года – ну и про себя, разумеется, не забыл.

 

Поможем детям

Кадр из фильма "Клип".

Государственная Дума РФ в кратчайшие сроки приняла поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Который, несмотря на то, что явно написан под диктовку Остапа Бендера, мигом коснулся практически всех сфер аудио-визуальной и текстовой культуры. Максимального идиотизма законопослушание достигает на ТВ, но есть чем похвастаться и кинопрокату. Нагляднее всего это выглядит на афишах: согласно одной возрастная маркировка «Хоббита» 12+, согласно соседней – 6+. Другими словами, всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Ну а первой публичной жертвой законодателей стал, как ни странно, не какой-нибудь там американский блокбастер, а скромный сербский «Клип» - в котором чиновники усмотрели едва ли не порнографию. Нельзя, конечно, сказать, что подобный «наезд» был уж совсем необоснован – рискованные сцены в картине и правда имеются. Только вот эффект получился зеркально обратный: ведь запрет, как известно, только подстегивает любопытство. Лента, которую в прокате – давайте честно - мало бы кто заметил, кроме критиков, благодаря скандалу стала довольно популярна именно среди тех, кого хотели от нее «спасти». Впрочем, это, конечно, только временный «просчет»: так называемый закон о «черных списках» вскоре всё окончательно поправит - и борьба с сетевым пиратством на будущий год обещает всерьез обостриться.

 

Назад к истокам

Кадр из фильма "Артист".

Немой черно-белый французский фильм получает главного «Оскара» - и это в наш век суперсовременных технологий и тотального господства Голливуда! Сенсация по всем показателям. Официально «Артист» Мишеля Хазанавичуса принадлежит 2011-му году, но пик его мирового успеха – и российский прокат - пришелся на начало 2012-го. Свои призы ленте вручают Британская, Французская и Американская Киноакадемии - уникальное достижение! И это стало возможным не только потому, что фильм прекрасен сам по себе – в мире много прекрасных картин, которым ничего не достается. Всех объединило именно что отсутствие языка – того формального признака, что разделяет кино на «свое» и «чужое». Оказалось – вдруг! – что язык кинематографический – один на всех, и границы ему неведомы. Как говорится, был бы талант – остальное приложится.  

 

Трудный подъем российского «жанра»

Кадр из фильма "Я буду рядом".

На главном российском кинофестивале – «Кинотавре» - неожиданно для всех побеждает мелодрама Павла Руминова «Я буду рядом», изначально предназначавшаяся напрямую для телевизора. Для профессионального киносообщества это в определенной мере удар: «серьезное авторское кино» вдруг проиграло откровенно «зрительской» ленте. Второй по значимости киносмотр «Окно в Европу» и вовсе делает ставку на жанровые фильмы – которые у нас, оказывается, действительно есть. Путаницу в определениях вносят еще и осенние фестивали «2morrow\Завтра» и «2 in 1», традиционно ориентированные на независимое кино «для понимающих»: первый в свою конкурсную программу включает новую работу признанного мэтра Алексея Балабанова «Я тоже хочу», второй – того самого «продавшегося зрителям» Руминова. Сигнал вроде бы очевиден: собственно «авторское» надоело уже и самим «авторам», российский кинопроцесс истосковался по качественному продукту «для всех». Другое дело, что хорошие отечественные ленты отвык уже смотреть широкий зритель: даже выходя в прокат, в кинозалы они почти никого не заманивают. И третье – налицо и перегибы: запущенная в 2012-м линейка «доброго кино» успешна в коммерческом плане, но чаще всего беспомощна в творческом. Поиск «золотой середины» по-прежнему продолжается.

 

Старым фильмам – новую жизнь!

Кадр из фильма "Титаник".

Голливудская классика вновь на экранах: первая часть «Звездных войн», «Титаник», «Король Лев», «В поисках Немо» и «Красавица и чудовище»… Переформатированные в 3D, они пользуются серьезным успехом – и понятно, почему. Во-первых, в кино с удовольствием идут даже те, кто знает эти картины наизусть: им приятно и вспомнить молодость, и оценить новую «глубину» картинки. Но главное: за годы, прошедшие после премьеры, успело подрасти новое поколение зрителей – которые либо не видели фильма вовсе, либо видели его только в домашних условиях, по ТВ или на диске. Таким образом, ценится не только новомодное 3D, но и сама возможность увидеть знаменитую ленту на большом экране – что толкает продюсеров и прокатчиков на следующий шаг. Уже сейчас в повторном прокате появляется «Криминальное чтиво», а впереди нас ждет перевыпуск целого ряда «старых», но любимых всеми картин. И ведь не поспоришь: отличное начинание! Главное тут, чтобы на следующем витке никто не захотел показать тот же «Титаник» еще и со скоростью 48 кадров в секунду: вот это будет уже, пожалуй, перебором.

 

Снимаем на свои

Кадр из фильма "Железное небо".

Мы слышали эти слова и раньше, но 2012-й заставил их, наконец, запомнить: краудфандинг и краудсорсинг. Первое - совместное финансирование, второе – объединение многих ради единой цели. Самый громкий международный кинопроект, сочетающий оба принципа и добравшийся до наших территорий, - финское «Железное небо». Общий бюджет картины составил 7,5 млн евро, из которых 1,2 миллиона – весьма солидная часть! - были внесены обычными людьми, ставшими таким образом соинвесторами. Более чем наглядное доказательство того, что народ не просто хочет смотреть кино – но и готов участвовать в его создании собственными финансами. Насколько сгодится подобная схема в России – пока до конца непонятно, хотя первый серьезный результат кажется положительным. Все актеры, занятые в комедии Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», снимались не за гонорар, а за проценты с выручки. Фильм в итоге стоил 100 тысяч, а собрал в прокате 220 – то есть, как минимум окупился. Впрочем, есть и более смелые примеры: Рената Литвинова сняла «Последнюю сказку Риты» и вовсе на свои кровные. Не заработка ради, а искусства во имя. Но последуют ли их примеру все прочие наши кинодеятели?..

 

Франшизы бывшими не бывают

Кадр из последней части "Сумерек".

В 2012-м закончились «Сумерки». Четыре года пролетели быстро – и всерьез изменили киноландшафт, открыв, так сказать, миру новых «звезд» и новые горизонты. Подошла к концу и трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене – оказавшая на киноиндустрию отнюдь не меньшее влияние. И как бы мы теперь, осиротевшие, жили, если бы не добрые продюсеры, которые заботливо подготовили нам героев на смену. Так появился «Новый Человек-паук», а нежных вампиров сменили «Голодные игры», первая часть которых собрала в американском прокате куда больше «сумеречного» финала. А осень принесла и вовсе умопомрачительную весть: «Дисней» купил «Лукасфильм» и тут же объявил о запуске продолжения «Звездных войн» - дав сбыться давнему пророчеству самого Джорджа Лукаса, согласно которому великая сага будет состоять из девяти фильмов. Так что без франшиз мы точно не останемся: закончатся одни - начнутся другие.

 

Бум ремейков

Кадр из фильма "Кавказская пленница 2".

Бум ремейков на популярные советские комедии. Одновременно снимаются две версии «Кавказской пленницы»: одна честно заявлена как стопроцентная «калька», другая делает вид, что не имеет с оригиналом ничего общего, а только использует «мотивы». Две студии друг за другом объявляют о своих планах заново переложить для экрана пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», - и предыдущая экранизация, осуществленная Леонидом Гайдаем, тут якобы совсем ни при чем. Ну и уже в эти дни, новогодним нам всем «подарком», в прокат выходит потенциальный «хит» «Джентльмены, удачи!» - от студии Тимура Бекмамбетова, всю эту кашу с ремейками в нулевые и заварившего. Ведь именно его «Ирония судьбы. Продолжение» наглядно показала, что наш народ только рад обманываться, потребляя суррогат вместо оригинала.

           

Всем юбилеям юбилей

Кадр из фильма "007: Координаты "Скайфолл".

50 лет Джеймсу Бонду - юбилей из юбилеев: выставки, аукционы, специально к дате запущенный именной телеканал… И ведь всё по праву: редко какой герой без особых потерь добирается до столь почтенного возраста. Хотя, конечно, Шерлоку Холмсу уже 125, а Дракуле, допустим, ненамного меньше, но фильмы о них – это все-таки разрозненные экранизации. В то время как бондиана – единая цепочка из 23 официальных картин и всего лишь трех «побочных». У Бонда время от времени меняются лица, но не меняется суть – и даже новый перезапуск с Дэниэлом Крейгом все равно глубоко уходит корнями в традицию. Что подтвердила и очередная серия, ставшая венцом юбилейных торжеств и в нашем прокате получившая название «007: Координаты «Скайфолл». Приглашая на режиссерский пост Сэма Мендеса продюсеры, надо признать, заметно рисковали: «академический» лауреат – да в жанровом кино?!. Но результат превзошел все ожидания, лишний раз подтвердив: хороший режиссер способен справиться с любым материалом. Поставить приключенческий фильм, кстати сказать, был не против в свое время и наш Андрей Тарковский – да не сложилось. Возможно, именно потому его 80-летие в этом году праздновалось с гораздо меньшим размахом.

 

«Мстители» в Москве

Джереми Реннер, Крис Хемсворт, Скарлетт Йохансон, Роберт Дауни мл. и Марк Руффало в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Успехи российского кинопроката выражаются и в цифрах, но нагляднее всего – в визитах голливудских и прочих «звезд». Которые никогда не катаются по миру «просто так» - а приезжают рекламировать свою картину только на самые надежные и самые перспективные территории. Уровень такого рода гостей – своеобразный показатель нашего «рейтинга», и с каждым годом он становится всё выше. В 2012-м кто только к нам не приезжал – Джеки Чан и Дэнни Де Вито, Дэниэл Рэдклифф и Одри Тоту, Тим Бертон и Джеймс Кэмерон, съемочные группы «Джона Картера» и «Людей в черном»!.. Но если выбирать «лучших из лучших», то тройка лидеров будет выглядеть, пожалуй, следующим образом: Том Тыквер, Энди и Лана Вачовски плюс сопровождавшие их актеры привезли в Россию «Облачный атлас»; великий Фрэнсис Форд Коппола представил нам свой фильм «Между»… А №1, безусловно, - это московский десант «Мстителей»: Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон, Джерем Реннер, Крис Хемсворт, Том Хиддлстон, Марк Руффало!.. И хотя, конечно, это сугубо локальная новость, но все-таки шесть «звезд» за раз – это было и вправду круто

 

Наши люди в Голливуде

Александр Родянский на премьере фильма «Облачный атлас» в кинотеатре Октябрь в Москве. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Бурную заокеанскую деятельность развернул Александр Роднянский. В феврале спродюсированная им картина Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» участвовала в конкурсе Берлинского фестиваля. И в то же время было торжественно объявлено о том, что Роднянский подружился еще и с Робертом Родригесом – которому поможет теперь создать долгожданные сиквелы к «Мачете» и «Городу грехов». Но самым величественным свидетельством мирового успеха российского гражданина стала премьера «Облачного атласа». И хотя продюсеров на проекте было в общей сложности больше десятка, Роднянский среди них оказался вовсе не на последнем месте. Достойно проявил себя и давно уже обжившийся в Голливуде Тимур Бекмамбетов – бесстрашно посягнув на «самое святое» и выпустив в июне фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». И хотя американцы в целом оказались недовольны подобной трактовкой образа их любимого президента, нельзя не признать, что с художественной точки зрения Бекмамбетов обскакал на этом поле самого Стивена Спилберга – чья версия жития Авраама получилась прискорбно традиционной. Сергей Бодров-старший между тем заканчивает в Америке работу над «Седьмым сыном» - но премьера этого фильма пока что не скоро.

 

Квотные потуги

Заместитель министра культуры РФ Иван Демидов на брифинге в помещении киностудии "Ленфильм", после встречи с руководством киностудии. © Алексей Даничев/РИА Новости

Весь год нас усиленно стращают квотами. Центральная мысль сводится к тому, что российское кино гибнет в первую очередь потому, что его никто не видит, и шанс выжить у наших фильмов появится только в том случае, если им законодательно отвести во всех кинотеатрах энное количество сеансов. Говоря проще, проиграв Голливуду на всех фронтах, бороться с ним мы теперь будем чисто физически. Подобная идея обсуждается уже довольно давно, но именно в 2012-м стало казаться, что мы и правда недалеки уже от ее воплощения в реальность. И тут, конечно, имеются свои многочисленные нюансы. С одной стороны – да, что-то надо делать и как-то российские ленты следует продвигать. Но с другой – нет никакой гарантии того, что зритель захочет смотреть то, что ему навязывают из-под палки. Проблема тут куда сложнее, чем это кажется чиновникам и депутатам, и одними лишь запретительными мерами ее никак не исправишь. А комплексного решения пока так и не найдено.

 

Кино для мира больше, чем кино

Кадр из фильма "Операция "Арго".

Звание «главного фильма года» могут отбирать друг у друга самые разные картины, но факты таковы, что не было в 2012-м году ленты сильнее чем «Невинность мусульман» - во всяком случае, если судить по произведенному эффекту. И хотя понятно, что к кино случившаяся реакция имеет минимальное отношение, но все равно – показательно. Фильмы, оказывается, действительно могут перевернуть мир, хотя чаще всего – совсем не в ту сторону. Что почувствовал на себе, к примеру, и Павел Костомаров, один из создателей нашумевшего документального «сериала» «Срок». Или рядовые американцы, попавшие под обстрел сумасшедшего на премьере «возрожденного» «Темного рыцаря»; кто после этого будет и дальше говорить, что боевики не порождают насилия?.. «Арабскую тему» очень своевременно, кстати сказать, обыграл в своей «Операции «Арго» Бен Аффлек, изящнейшим образом совместив кино и политику – и наглядно показав превосходство Искусства. Но подобные чудеса, разумеется, - редчайшее исключение. 

           

Киноридус

Киноридус. © Diliago/Ridus.ru

Самую личную радость мы приберегли под конец: ведь 2012-й войдет в историю еще и как год появления Киноридуса. Мы есть. И это приятно. С наступающим!