24-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» подвёл свои итоги. Безоговорочную победу одержала картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», в число призёров также вошли ленты «Труба», «Интимные места», «Небесные жёны луговых мари». Киноридус суммирует впечатления.
Экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» изначально всеми воспринималась как главный фаворит конкурсной программы. Тому было несколько причин: Иванов – замечательный писатель, Велединский – прекрасный режиссёр, Хабенский в главной роли – комментарии излишни. Ожидания оправдались: фильм не просто получился, а получился очень хорошим. Цельным, ярким высказыванием о судьбе интеллигентного человека, не находящего своего призвания и отчаянно спивающегося на глазах у жены, у друзей, у школьников, к которым он, так уж вышло, поставлен учителем. Сколько таких у нас?.. Ну, не сказать, что так уж и «вся страна», но очевидно, что картина задевает потаённые струны в душе очень разных людей, находящих если не пересечения, то определённые параллели своего пути с той дорогой, по которой движется герой Константина Хабенского.
В результате создатели фильма выиграли, кажется, всё, что были в силах унести. Главный приз – продюсерам и самому Велединскому, приз за лучшую мужскую роль – Хабенскому, приз за лучшую музыку – Алексею П. Зубареву. И не менее ценный довесок – награда впервые работавшего на «Кинотавре» жюри кинопрокатчиков: свидетельство того, что даже прожжённые «дельцы» нашего кинобизнеса поверили, что «Географ» может рассчитывать на серьёзный успех у широкого зрителя. На это надеются и авторы ленты, и здесь должна будет вступить в действие пиар-машина: фильм уже есть, осталось обеспечить ему достойную рекламу. Прокат сегодняшнего триумфатора намечен на октябрь.
Кстати сказать, в первый раз в этом году проходило и зрительское голосование: жители и гости Сочи имели возможность смотреть уже зарекомендовавшие себя хиты на площади перед Зимним театром (где укрывались фестивальные профи). Впрочем, и здесь победитель был очевиден ещё до начала показов – им стала «Легенда №17».
Ни в коей мере не умаляя многочисленных достоинств «Географа», автор данных слов всё-таки искренне болел за «Жажду» Дмитрия Тюрина по повести Андрея Геласимова. Ведь с фильмом Велединского всё более-менее ясно – там и имена, и звёзды, такая работа не пропадёт. А вот «Жажду», пронзительную драму о мужчинах, прошедших чеченскую войну, но не потерявших друг друга, зрители могут и не заметить – и фестивальный толчок пригодился бы ей куда как в большей степени. Жюри основного конкурса подобных мыслей, увы, не разделило – и выдало ленте даже не приз, а только диплом, понятно, что утешительный. Он достался мужскому ансамблю картины - Михаилу Грубову, Роману Курцыну и Сергею Лавыгину – «за энергию и обаяние». Немного, но хоть что-то – особенно если учесть, что вовсе без наград фестиваля остались такие заслуживающие внимания работы, как «Майор» Юрия Быкова и «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова.
Фестивальные судьи этого года – Александр Митта, Любовь Аркус, Анатолий Белый, Антон Долин, Сергей Мелькумов, Юрий Потеенко и Виктория Толстоганова – лучшим режиссёром назвали Виталия Манского, представившего в конкурсе документальную картину «Труба». Подлинная реальность посреди иллюзорной выдумки выделяется неизбежно, а тут ещё и тема – острее не придумаешь. Манский взялся проследить путь нашего газа из Сибири в Европу – и посмотреть, как живут люди, обитающие вдоль этой самой трубы. И выяснилось (если вдруг кто не знал), что продавцы – то есть, мы – живут куда хуже, беднее и бесперспективнее, нежели покупатели. Грустное зрелище. Оценённое по достоинству не только жюри, но и Гильдией киноведов и кинокритиков, присудившей фильму своего «Слона» с пожеланием, чтобы «труба никогда не наступила».
Кроме того указанная Гильдия вручила ещё два диплома – лентам «Небесные жёны луговых мари» Алексея Федорченко и «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. И так уж вышло – а это бывает не то что бы часто – что и в этих случаях мнение критики совпало с мнением творцов: обе картины получили по два приза и от жюри. За создание «Небесных жён» были награждены писатель и сценарист Денис Осокин и оператор Шандор Беркеши. «Интимные места», в свою очередь, названы лучшим дебютом. Актриса Юлия Ауг, сыгравшая и там, и там, признана лучшей актрисой фестиваля – но учитывая, что у Федорченко у неё хоть и эффектный, но эпизод, в расчёт пошло её исполнение роли депутата, ратующего за нравственность, а по вечерам уединяющегося с вибратором. Обострённый интерес к теме сексуальности объединяет оба фильма – и если вынести за скобки собственно художественные достоинства каждого, то вполне можно сделать вывод, что поддерживая эти работы, жюри «Кинотавра» громогласно заявляет протест существующему положению дел – и в нашей Госдуме, и в культуре в целом.
Как уже сообщалось ранее, главным призёром короткометражного конкурса стал Тимофей Жалнин с получасовой картиной «F5». В ходе церемонии закрытия «Кинотавра» он поднялся на сцену, чтобы ещё раз (но уже со всей торжественностью) получить свою награду и произнести слова, под которыми хотел бы, наверное, расписаться каждый: «Я не прощаюсь. До встречи».
На этом можно было бы и закончить, но справедливости ради следует хоть что-то сказать и о картине, выбранной фестивалем для закрытия. Это «Прощание» Дмитрия Константинова. Которое, как ни странно, в какой-то мере про то же, про что и «F5» - про то, что следует лишь один раз дать «слабину», как последствия накроют тебя с головою. Московская газета «Культурный город» на грани закрытия: тиражи не растут, культура как таковая горожан уже почти не интересует. Предложение главреда на время «пожелтеть» не встречает у коллег должного одобрения, но надо ведь что-то делать. И именно в это время из Америки после долгого там пребывания возвращается актриса Рябинина, популярная в 90-е и не забытая до сих пор. Журналист Солоха решается использовать своё знакомство с дивой во благо редакции – а дива на удивление быстро соглашается и даже выступает со встречным предложением: организовать ей «роман» с кем-нибудь из молоденьких. Дело сделано – и тиражи действительно мигом возрастают.
Понять, что эта картина делает на «Кинотавре» (пусть и вне конкурса) – решительно невозможно, ибо это продукция, рассчитанная исключительно на аудиторию субботнего телепоказа канала «Россия». Шаблонная, пошлая и дурная мелодрама, страшно далёкая от жизни (хотя авторам, конечно, кажется, что наоборот), с сюжетом, высосанным, простите, из пальца. Попытка ошеломить нас, открыв все «тайны» звёздных скандалов, проваливается даже несмотря на то, что «любовный интерес» актрисы явно списан с Алексея Воробьёва (у которого была похожая история с Оксаной Акиньшиной), а главную роль играет Алёна Бабенко. Которой тоже в своё время приписывали нехилые романы, а потому, наверное, она максимально старается дистанцироваться от собственного «я», тщательно копируя акцент и манеры Ингеборги Дапкунайте – только вот зачем?.. Подобных вопросов может набраться немало – но их попросту не имеет никакого смысла задавать. А на какое-либо «осмысление» картина тем более уж не претендует – и экранная жизнь её, можно предположить, будет крайне недолгой. Для чего «Кинотавр» попрощался с нами такой вот посредственной работой – загадка, но должна же быть в бочке мёда и ложка дёгтя.
Впрочем, совсем уж «мёдом» увиденное на фестивале не назовёшь. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева призналась, что собирала конкурс, исходя из принципа жанрового разнообразия – так, чтобы сегодняшнее отечественное кино было представлено максимально полно именно в отношении тем, сюжетов, способов их воплощения. Так сказать, чтобы был и экстрим, и мейнстрим, и скандал, и мелодрама по соседству с триллером. И с точки зрения этого разнообразия, – всё получилось. А уж что далеко не каждая картина хоть как-то приближалась к идеалу – в том не фестиваля вина, а непосредственно кинопроцесса. «Кинотавр» лишь показал, что у нас сейчас есть – и в этом его главная, безусловно, заслуга.