Кино

Итоги «Кинотавра»

21 759

Съёмочная группа фильма "Географ глобус пропил" на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

24-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» подвёл свои итоги. Безоговорочную победу одержала картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», в число призёров также вошли ленты «Труба», «Интимные места», «Небесные жёны луговых мари». Киноридус суммирует впечатления.

Режиссёр Александр Велединский на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

 

Константин Хабенский, Александр Велединский и Анфиса Черных на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» изначально всеми воспринималась как главный фаворит конкурсной программы. Тому было несколько причин: Иванов – замечательный писатель, Велединский – прекрасный режиссёр, Хабенский в главной роли – комментарии излишни. Ожидания оправдались: фильм не просто получился, а получился очень хорошим. Цельным, ярким высказыванием о судьбе интеллигентного человека, не находящего своего призвания и отчаянно спивающегося на глазах у жены, у друзей, у школьников, к которым он, так уж вышло, поставлен учителем. Сколько таких у нас?.. Ну, не сказать, что так уж и «вся страна», но очевидно, что картина задевает потаённые струны в душе очень разных людей, находящих если не пересечения, то определённые параллели своего пути с той дорогой, по которой движется герой Константина Хабенского.

Константин Хабенский получает приз 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Режиссёр Александр Велединский с призами 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

В результате создатели фильма выиграли, кажется, всё, что были в силах унести. Главный приз – продюсерам и самому Велединскому, приз за лучшую мужскую роль – Хабенскому, приз за лучшую музыку – Алексею П. Зубареву. И не менее ценный довесок – награда впервые работавшего на «Кинотавре» жюри кинопрокатчиков: свидетельство того, что даже прожжённые «дельцы» нашего кинобизнеса поверили, что «Географ» может рассчитывать на серьёзный успех у широкого зрителя. На это надеются и авторы ленты, и здесь должна будет вступить в действие пиар-машина: фильм уже есть, осталось обеспечить ему достойную рекламу. Прокат сегодняшнего триумфатора намечен на октябрь.

Актриса Светлана Иванова с призом зрительских симпатий 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Кстати сказать, в первый раз в этом году проходило и зрительское голосование: жители и гости Сочи имели возможность смотреть уже зарекомендовавшие себя хиты на площади перед Зимним театром (где укрывались фестивальные профи). Впрочем, и здесь победитель был очевиден ещё до начала показов – им стала «Легенда №17».

Писатель Андрей Геласимов на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Ни в коей мере не умаляя многочисленных достоинств «Географа», автор данных слов всё-таки искренне болел за «Жажду» Дмитрия Тюрина по повести Андрея Геласимова. Ведь с фильмом Велединского всё более-менее ясно – там и имена, и звёзды, такая работа не пропадёт. А вот «Жажду», пронзительную драму о мужчинах, прошедших чеченскую войну, но не потерявших друг друга, зрители могут и не заметить – и фестивальный толчок пригодился бы ей куда как в большей степени. Жюри основного конкурса подобных мыслей, увы, не разделило – и выдало ленте даже не приз, а только диплом, понятно, что утешительный. Он достался мужскому ансамблю картины - Михаилу Грубову, Роману Курцыну и Сергею Лавыгину – «за энергию и обаяние». Немного, но хоть что-то – особенно если учесть, что вовсе без наград фестиваля остались такие заслуживающие внимания работы, как «Майор» Юрия Быкова и «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова.

Светлана Иванова вручает Виталию Манскому приз за лучшую режиссуру 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Фестивальные судьи этого года – Александр Митта, Любовь Аркус, Анатолий Белый, Антон Долин, Сергей Мелькумов, Юрий Потеенко и Виктория Толстоганова – лучшим режиссёром назвали Виталия Манского, представившего в конкурсе документальную картину «Труба». Подлинная реальность посреди иллюзорной выдумки выделяется неизбежно, а тут ещё и тема – острее не придумаешь. Манский взялся проследить путь нашего газа из Сибири в Европу – и посмотреть, как живут люди, обитающие вдоль этой самой трубы. И выяснилось (если вдруг кто не знал), что продавцы – то есть, мы – живут куда хуже, беднее и бесперспективнее, нежели покупатели. Грустное зрелище. Оценённое по достоинству не только жюри, но и Гильдией киноведов и кинокритиков, присудившей фильму своего «Слона» с пожеланием, чтобы «труба никогда не наступила».

Съёмочная группа фильма "Небесные жёны луговых мари" после церемонии закрытия 24-го "Кинотавра", с призами - актриса Юлия Ауг, сценарист Денис Осокин, оператор Шандор Беркеши. © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Кроме того указанная Гильдия вручила ещё два диплома – лентам «Небесные жёны луговых мари» Алексея Федорченко и «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. И так уж вышло – а это бывает не то что бы часто – что и в этих случаях мнение критики совпало с мнением творцов: обе картины получили по два приза и от жюри. За создание «Небесных жён» были награждены писатель и сценарист Денис Осокин и оператор Шандор Беркеши. «Интимные места», в свою очередь, названы лучшим дебютом. Актриса Юлия Ауг, сыгравшая и там, и там, признана лучшей актрисой фестиваля – но учитывая, что у Федорченко у неё хоть и эффектный, но эпизод, в расчёт пошло её исполнение роли депутата, ратующего за нравственность, а по вечерам уединяющегося с вибратором. Обострённый интерес к теме сексуальности объединяет оба фильма – и если вынести за скобки собственно художественные достоинства каждого, то вполне можно сделать вывод, что поддерживая эти работы, жюри «Кинотавра» громогласно заявляет протест существующему положению дел – и в нашей Госдуме, и в культуре в целом.

Юлия Ауг с призом за лучшую женскую роль 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Как уже сообщалось ранее, главным призёром короткометражного конкурса стал Тимофей Жалнин с получасовой картиной «F5». В ходе церемонии закрытия «Кинотавра» он поднялся на сцену, чтобы ещё раз (но уже со всей торжественностью) получить свою награду и произнести слова, под которыми хотел бы, наверное, расписаться каждый: «Я не прощаюсь. До встречи».

Режиссёр Тимофей Жалнин с призом 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

На этом можно было бы и закончить, но справедливости ради следует хоть что-то сказать и о картине, выбранной фестивалем для закрытия. Это «Прощание» Дмитрия Константинова. Которое, как ни странно, в какой-то мере про то же, про что и «F5» - про то, что следует лишь один раз дать «слабину», как последствия накроют тебя с головою. Московская газета «Культурный город» на грани закрытия: тиражи не растут, культура как таковая горожан уже почти не интересует. Предложение главреда на время «пожелтеть» не встречает у коллег должного одобрения, но надо ведь что-то делать. И именно в это время из Америки после долгого там пребывания возвращается актриса Рябинина, популярная в 90-е и не забытая до сих пор. Журналист Солоха решается использовать своё знакомство с дивой во благо редакции – а дива на удивление быстро соглашается и даже выступает со встречным предложением: организовать ей «роман» с кем-нибудь из молоденьких. Дело сделано – и тиражи действительно мигом возрастают.

Группа "Brainstorm" на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Понять, что эта картина делает на «Кинотавре» (пусть и вне конкурса) – решительно невозможно, ибо это продукция, рассчитанная исключительно на аудиторию субботнего телепоказа канала «Россия». Шаблонная, пошлая и дурная мелодрама, страшно далёкая от жизни (хотя авторам, конечно, кажется, что наоборот), с сюжетом, высосанным, простите, из пальца. Попытка ошеломить нас, открыв все «тайны» звёздных скандалов, проваливается даже несмотря на то, что «любовный интерес» актрисы явно списан с Алексея Воробьёва (у которого была похожая история с Оксаной Акиньшиной), а главную роль играет Алёна Бабенко. Которой тоже в своё время приписывали нехилые романы, а потому, наверное, она максимально старается дистанцироваться от собственного «я», тщательно копируя акцент и манеры Ингеборги Дапкунайте – только вот зачем?.. Подобных вопросов может набраться немало – но их попросту не имеет никакого смысла задавать. А на какое-либо «осмысление» картина тем более уж не претендует – и экранная жизнь её, можно предположить, будет крайне недолгой. Для чего «Кинотавр» попрощался с нами такой вот посредственной работой – загадка, но должна же быть в бочке мёда и ложка дёгтя.

Актриса Алиса Хазанова на церемонии закрытия 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Впрочем, совсем уж «мёдом» увиденное на фестивале не назовёшь. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева призналась, что собирала конкурс, исходя из принципа жанрового разнообразия – так, чтобы сегодняшнее отечественное кино было представлено максимально полно именно в отношении тем, сюжетов, способов их воплощения. Так сказать, чтобы был и экстрим, и мейнстрим, и скандал, и мелодрама по соседству с триллером. И с точки зрения этого разнообразия, – всё получилось. А уж что далеко не каждая картина хоть как-то приближалась к идеалу – в том не фестиваля вина, а непосредственно кинопроцесса. «Кинотавр» лишь показал, что у нас сейчас есть – и в этом его главная, безусловно, заслуга.

Жюри кинопрокатчиков 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Член жюри Анатолий Белый с супругой на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Иосиф Кобзон на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Дмитрий Дюжев на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Елена Захарова на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Звёздная дорожка 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Звёздная дорожка 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Звёздная дорожка 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Александр Ревва на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Еленя Лядова на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Съёмочная группа фильма "Интимные места" на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Съёмочная группа фильма "В ожидании моря" на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Александр Велединский и Анфиса Черных на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Юлия Ауг и Олеся Судзиловская на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Съёмочная группа фильма "Небесные жёны луговых мари" на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Звёздная дорожка 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

 

Звёздная дорожка 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru

Группа "Brainstorm" на звёздной дорожке 24-го "Кинотавра". © Наталья Коротенко/Ridus.ru