Наука и техника Фоторепортаж

Итоги «PRO//Движения», или На чем поедет Москва

1 13520

В подмосковной Щербинке на территории экспериментального железнодорожного кольца АО «ВНИИЖТ» завершил работу крупнейший в Европе железнодорожный салон техники и технологий на пространстве колеи 1520 «PRO//Движение.Экспо».

Салон является развитием и продолжением другого крупнейшего железнодорожного мероприятия — форума «ЭКСПО 1520», на протяжении многих лет раз в два года проводившегося во все той же Щербинке. Выставка традиционно пользуется повышенным вниманием как среди российских и зарубежных специалистов, так и просто среди любителей железнодорожной техники. В последние годы особый интерес посетителей вызывала широкая экспозиция самых современных локомотивов, вагонов и специальной техники, а также динамические программы с участием новой и ретротехники.

© Ольга Соколова/Ridus

Так чем же порадовал посетителей салон PRO//Движение-2019?

В данном материале мы не будем касаться деловой программы PRO//Движение-2019, а поговорим лишь о его выставочной части. Если говорить о новинках в виде натурных и действующих образцов, то на этот раз их было сравнительно немного. Не было на выставке ни ее завсегдатаев — газотурбовозов ГТ1, считающихся самыми мощными локомотивами в мире, ни прежнего разнообразия современных тепловозов и электровозов.

Красиво, но мало

Электровоз 2ЭС7

Электровоз 2ЭС7

© Ольга Соколова/Ridus

От полного уныния спасал, пожалуй, лишь мощный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС7 от группы «Синара» и Siemens. Двухсекционная машина имеет мощность 8800 кВт и способна развивать скорость до 120 км/ч. Помимо высоких мощностных показателей, локомотив оборудован новейшими системами управления и связи с использованием спутниковой навигации.

ТЭМ5Х

ТЭМ5Х

© Ольга Соколова/Ridus

В противовес великану 2ЭС7 на выставке был представлен и небольшой концепт локомотива будущего — гибридного тепловоза ТЭМ5Х (200 кВт по дизелю) Машина оборудована литий-ионными тяговыми аккумуляторами, разработанными «Роснано». Вполне возможно, что такие локомотивы когда-то составят будущее железнодорожного транспорта (по крайней мере, в маневровой части), пока же при взгляде на него невольно возникают ассоциации с разрекламированным некогда «Ё-мобилем».

Рельсовый автобус РА-3

Рельсовый автобус РА-3

© Ольга Соколова/Ridus

Еще один заслуживающий внимания аппарат, представленный на PRO//Движении-2019 — рельсовый автобус РА-3. Небольшой дизельный поезд, состоящий из двух или трех вагонов, предназначен для пассажирских перевозок на пригородных или межрегиональных неэлектрифицированных линиях как с небольшим, так и с высоким пассажиропотоком. В трехвагонном исполнении РА-3 вмещает в себя до 606 человек. Запас хода поезда составляет 800 км (по топливу), а максимальная скорость — 120 км/ч. При необходимости трехвагонные поезда могут соединяться по два, в единый шестивагонный состав.

Уже сейчас несколько РА-3 приступили к перевозке пассажиров на Сахалинской железной дороге, где производится замена колеи с узкой японской (доставшейся по наследству от Японской империи) на широкую общероссийскую — 1520 мм.

И внешне и внутри поезд производит хорошее впечатление. В нем достаточно посадочных мест для пассажиров, а также имеется туалет, что не так часто встречается на коротких пригородных маршрутах.

Пассажирский салон РА-3

Пассажирский салон РА-3

© Ольга Соколова/Ridus

«Иволговые» диаметры

Самым же главным экспонатом PRO//Движения-2019 можно назвать электропоезд постоянного тока напряжения 3 кВ ЭГ2Т (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской) «Иволга», созданный на ОАО «Тверской вагоностроительный завод» в 2014 году. На сегодняшний день его принято считать родоначальником базовой универсальной платформы российских электропоездов нового поколения.

«Иволга» демонстрировалась в Щербинке и раньше, но ее нынешняя презентация имеет особое значение. В конце этого — начале следующего года она должна стать основным подвижным составом московской городской транспортной системы МЦД (Московские центральные диаметры). Маршруты МЦД должны начинаться и заканчиваться в наиболее важных городах Подмосковья, на своем протяжении пронизывая насквозь саму столицу. На ее территории располагаются транспортно-пересадочные узлы, где пассажиры могут осуществлять пересадку на другие виды городского транспорта.

По сути, основным назначением системы является обеспечение доступным транспортом жителей огромной Московской агломерации, раскинувшейся на просторах, сопоставимых по площади с некоторыми европейскими странами.

«Иволга»

© Ольга Соколова/Ridus

Поезд выглядит весьма современно и интересно, хотя и к некоторым его особенностям есть целый ряд вопросов. На выставке представлен состав, который будет осуществлять перевозки на линии Нахабино — Подольск. Сам этот маршрут совсем не нов, и движение по нему осуществляется с использованием классических пригородных электропоездов уже не одно десятилетие. Концепция МЦД предполагает большую частоту движения составов и несколько иной класс вагонов. И если первый аспект можно только приветствовать, то со вторым не все так однозначно.

Первое, что бросается в глаза, особенно тем, кто регулярно совершает поездки из Подмосковья в Москву и обратно, это сравнительно небольшое количество сидячих мест. Если классическая демиховская или рижская электричка имеет в ряду шесть посадочных мест, то в «Иволге» (спроектированной как городской поезд) их только четыре. Кто ежедневно ездит в Москву в электричке (а таких более миллиона), допустим, из того же Подольска или Нахабино, прекрасно знает, что даже при наличии шести мест в ряду и более плотного их расположения в час пик сидячих мест в вагонах катастрофически не хватает.

В салоне

В салоне «Иволги» не так много сидячих мест

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Салон

Салон «Иволги» уютен, но излишне «воздушен»

© Ольга Соколова/Ridus

«Иволга» отличается от классических вагонов большей «воздушностью» — в ней немного сидячих мест, зато имеются большие площадки для размещения инвалидных колясок (что отчасти понятно и обоснованно) и… велосипедов. Зачем такое количество велосипедных мест в вагонах, перевозящих преимущественно людей, едущих на работу и с работы, неизвестно.

Зачем в

Зачем в «пригородной электричке» столько места для велосипедов?

© Ольга Соколова/Ridus

Туалет в

Туалет в «Иволге» также явно не маленький

© Ольга Соколова/Ridus

Огромное количество поручней и свисающих с них гибких ручек выглядит едва ли не издевательством по отношению к уставшим после рабочего дня людям, вынужденным около часа (среднее время поездки по маршруту Москва — Подольск) «висеть на колбасе» вместо того, чтобы комфортно сидеть в пассажирском кресле.

Театрально-динамический погром

Как и прежние форумы в Щербинке, PRO//Движения-2019 не обошлось без динамической программы. Впрочем, список проезжающей по кольцу техники на этот раз оказался достаточно скудным и состоял преимущественно из паровозов. В большинстве своем это заслуженные, а то и просто «знаковые» машины, овеянные мифами и легендами, но интерес к современной высокотехнологичной технике сегодня ничуть не уступает интересу к ретро. Однако современные локомотивы на этот раз, можно было пересчитать по пальцам обеих рук.

Электровоз

Электровоз «Князь Владимир»

© Ольга Соколова/Ridus

Раздражение любителей техники вызвало то, что отсутствие целого ряда интересных машин компенсировалось непонятной театрально-постановочной программой. На перрон постоянно выбегали танцующие артисты, изображающие то праздных зевак первой половины прошлого века, то просто толпу, встречающую «фронтовые» поезда. Подобный «сюрприз» от организаторов изрядно злил публику, так как из-за танцующих было сложно разглядеть то, зачем посетители, собственно, и пришли на динамическую программу, — сами локомотивы. Толпа рассерженных людей, многие из которых пришли с детьми (маленькие посетители вообще не имели шанса разглядеть что-либо, кроме артистов и вытянутых вверх рук с телефонами), была вынуждена метаться по территории в поисках места, с которого можно было хоть что-то увидеть.

Хочется верить, что в следующий раз организаторы форума учтут допущенные в этом году ошибки и приезжать на «щербинское кольцо» будет снова интересно и познавательно, как и раньше.

Для своих читателей, а также тех посетителей PRO//Движения-2019, кто толком так и не смог посмотреть динамическую программу, «Ридус» публикует фото всех ее участников, в строгой последовательности их появления.

Паровоз

Паровоз Ь

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз Ов («Овечка», «Овца»)

© Ольга Соколова/Ridus

Спарка парофозов

Спарка паровозов Эу 

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз ФД («Феликс Дзержинский»)

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз 9П

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз «Серго Орджоникидзе»

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз Су

© Ольга Соколова/Ridus

Паровоз

Паровоз Л («Лебедянка»)

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Пассажирский паровоз серии

Пассажирский паровоз серии П36

© Ольга Соколова/Ridus

Электровоз ВЛ-22

Электровоз ВЛ-22

© Ольга Соколова/Ridus

Один из самых массовых грузовых тепловозов СССР и России - ТЭ3

Один из самых массовых грузовых тепловозов СССР и России — ТЭ3

© Ольга Соколова/Ridus

Один из самых мощных электровозов мира, ВЛ-85

Один из самых мощных электровозов мира, ВЛ-85

© Ольга Соколова/Ridus

Электровоз 2ЭС5С

Электровоз 2ЭС5С

© Ольга Соколова/Ridus

Электровоз 2ЭС7

Электровоз 2ЭС7

© Ольга Соколова/Ridus

Тепловоз 3ТЭ25

Тепловоз 3ТЭ25

© Ольга Соколова/Ridus

Железнодорожный Cyberpunk

Чем прекрасен ВНИИЖТ для любителей железнодорожной техники, так это тем, что в некоторых особо удаленных уголках его территории можно отыскать самые настоящие раритеты, многие из которых существуют вообще в единственном экземпляре. Сегодня это один из первых советских магистральных тепловозов — ТЭ-2 (вернее, то, что от него осталось) и, пожалуй, самый мощный пассажирский электровоз — ЭП-200, так и не вышедший в серию.

Один из первых советских магистральных тепловозов современного типа - ТЭ2

Один из первых советских магистральных тепловозов современного типа — ТЭ2

© Ольга Соколова/Ridus

Тепловоз ТЭ2, машинное отделение

Тепловоз ТЭ2, машинное отделение

© Ольга Соколова/Ridus

Тепловоз ТЭ2, вид из кабины машиниста

Тепловоз ТЭ2, вид из кабины машиниста

© Ольга Соколова/Ridus

Так и не пошедший в серию самый мощный пассажирский электровоз ЭП200

Так и не пошедший в серию самый мощный пассажирский электровоз ЭП200 с уникальной колесной формулой

© Ольга Соколова/Ridus

Ну и еще немного PRO//Движения…

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus