Кино

Итоги «Золотого орла»: лучшим композитором России признан Вагнер

12 870

Так называемая Национальная академия кинематографических искусств и наук России раздала в пятницу своих «Золотых орлов». Ежегодную награду, получить которую может каждый, кто близко дружен с лучшими представителями нашего кинематографа – вне зависимости от величины своих достижений. Подведенные «академиками» итоги 2012 года – возможно, худшая страница во всей новейшей истории нашего кино за последние два десятилетия.

Причем очевидно это было уже на стадии номинаций. В которые не попал ни один фильм из конкурсной программы «Кинотавра» - фестиваля, традиционно старающегося отобрать едва ли не всё самое важное, что имеется к лету в отечественном кино. В которых не нашлось места фильмам, представлявшим страну на Берлинском, Каннском и Венецианском кинофестивалях. Из которых почти начисто были вытравлены все признаки живого слова. И которые почти сплошь состояли из того, что принято сегодня понимать под «российским мейнстримом». Дурно было еще не от наград, а уже от одного этого списка – не имеющего почти ничего общего с реальным положением дел.

Хотя если показать расклад номинантов человеку, далекому от кино и вкушающему его исключительно на любительском уровне, то всё выглядит вроде как даже и неплохо. В «борьбу» за звание лучшего фильма вступило пять картин – они же разделили между собой и почти все остальные номинации. «Красиво» бы вышло, если б в день 75-летия Владимира Высоцкого главный приз получила бы лента Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» (ее премьера состоялась, конечно, в 2011-м, но по регламенту премии фильм попал именно на эту церемонию). Это ведь и драматичный рассказ о великом поэте, являющимся подлинным достоянием нашей культуры, и одновременно коммерческий суперхит, ставший таковым при усиленной поддержке Первого канала.

Ну и такой юбилей; да, это было бы резонансное решение. Но академики решили, что выпить за друга (у Высоцкого, как известно, было сотни «лучших друзей») они смогут и просто так, без дополнительного повода. Поэтому этой картине достался утешительный приз за лучшую мужскую роль второго плана, полученный Андреем Смоляковым. Хороший актер, кто спорит.

Андрей Смоляков, получивший премию "Золотой орел" в номинации "Лучший актер второго плана" (фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой"), во время церемонии награждения на "Мосфильме". Слева - Агриппина Стеклова. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

«Шпион» Алексея Андрианова – другой наш «блокбастер», правда, несостоявшийся: прокатные результаты фильма признаны неудовлетворительными. Хотя картина и правда небезынтересная – комикс-детектив-ретро, фантазия на темы лучшей жизни при Сталине. Объективно – в жанровом сегменте для нашего кино это серьезная удача. Тут, впрочем, голосовавшие проявили «чистоту волеизъявления» - даже понимая, что плохих фильмов студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова никогда не делает, на этот раз они едва не оставили ее без наград. «Выручила» Виктория Толстоганова, которой подарили «Орла» якобы за лучшую второплановую женскую роль второго плана. 

Если в «Шпионе» Федор Бондарчук играл одну из главных ролей, то «ДухLess» Романа Прыгунова он продюсировал. Обе ленты закрепили на нашем небосводе звезду Данилы Козловского – получившего «Золотого орла» за вторую из них. В «острой борьбе» он обошел не только Бондарчука, но и Максима Суханова, сыгравшего в «Орде» ни много, ни мало митрополита-чудотворца Алексия. Выбор справедлив – и Козловский актер замечательный, и вот он – наш современник, герой, по которому давно уж соскучился зритель. И денег заработать сумел, и женщины к нему липнут, и соблазна примкнуть к оппозиционерам целомудренно избежал; ну как тут с наградой поспоришь?.. Но чем-то большим академики награждать «ДухLess» не стали – хватит уже и той чести, что этот не самый художественный фильм открывал летом ММКФ.

Актер Данила Козловский – лауреат кинематографической премии "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль" за фильм "Духless" Романа Прыгунова, во время церемонии награждения на "Мосфильме". Слева - актриса Наталья Варлей. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Сенсацией же конкурса прошлогоднего Московского кинофестиваля стала «Орда» Андрея Прошкина – действительно заслуживающая внимания вещь, даже несмотря на то, что создана компанией под названием «Православная энциклопедия». В ней в первую очередь поражает постановочный размах, доказывающий, что в России все-таки есть еще мастера мирового уровня. Не разглядеть этого Национальная киноакадемия все же не рискнула – и в результате фильм получил аж пять наград, больше прочих. «Золотым орлом» были отмечены усилия оператора, художника-постановщика и художника по костюмам. Премию за лучший сценарий получил наш классик Юрий Арабов, лучшим режиссером года признали Андрея Прошкина. Справедливо, что тут говорить. И тон комментариев был бы несколько иной, достанься ленте еще и главная награда.

Однако звание лучшего фильма 2012-го года у «Орды» перехватил куда более патриотичный «Белый тигр» - точно так же, как ранее он отобрал у нее право выдвигаться от России на «Оскар». Список других призов, доставшихся работе директора «Мосфильма» Карена Шахназарова, впечатляет: музыка, звук и монтаж. Ну а что – без этого всего и вовсе бы фильма не было, не то что «лучшего». Однако более всего поражает то, что лучшим композитором страны нынче признан… Рихард Вагнер! Ведь именно его музыку выбрал Шахназаров в качестве основной темы – а Юрий Потеенко с Константином Шевелевым лишь перевели ее в современный формат (Киноридус специально уточнил этот момент еще на пресс-конференции, посвященной выходу «Белого тигра» в прокат). Сей факт не помешал, впрочем, товарищам получить «заслуженных» «Орлов» от имени скончавшегося 130 лет назад гения. «Молодцы!» – как говорилось в одном популярном фильме, правда, слегка по другому поводу.

Легкое разнообразие в итоговый расклад внесла Анна Михалкова, признанная лучшей актрисой года за роль в фильме Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом». Ну, давайте не будем тут шутить про родственные связи, ладно? Образ одинокой бабы, приехавшей в Тбилиси, чтобы зачать от настоящего грузинского мужика, есть образ примирения между всеми народами Земли – а подобные миротворческие усилия заслуживают не только «Орла», но и, по большому счету, Нобелевской премии. За вожделенный приз с Михалковой соревновались Роза Хайруллина из «Орды» и Рената Литвинова, подарившая нам во время всё того же Московского кинофестиваля «Последнюю сказку Риты», картину редких, но не всеми понятых достоинств. Но Литвинову, как и сыгравшую вместе с нею Татьяну Друбич, академики преступно обошли.  Однако сам факт номинации обеих по меньшей мере забавен.

Анна Михалкова, получившая премию "Золотой орел" в номинации "Лучшей актриса" (фильм "Любовь с акцентом" ), во время церемонии награждения на "Мосфильме". Слева - Виктор Вержбицкий. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Парой ласковых слов пройдемся и по телевизионным наградам, где было отмечено вроде бы всё, наименее интересное с точки зрения художественного вклада. Ирину Розанову поблагодарили за «Фурцеву», Сергея Маковецкого – за «Дело гастронома №1». Лучшим «мылом» до 10 серий оказалась скучнейшая «Белая гвардия», а свыше 10 серий – скандальный и, говорят, малодостоверный «Жуков». Вопрос в связи с этим возникает только один: а где, простите, в номинациях сериал «Утомленные солнцем-2»?!. Напомню, что обе его киносерии не были выдвинуты на соискание Национальной премии в связи, скажем так, с «неполностью»: часть не имеет права представлять целое (хотя эта «справедливая» мысль не помешала выдвинуть «Цитадель» на соискание «Оскара», где правила, надо полагать, немножко другие). Целым в данном случае выступал как раз телесериал, решение о котором, как обещали год назад, будет рассмотрено в 2013-м (то есть сейчас). Отсутствие этого решения возмущает – нельзя же поверить, что работа Михалкова не попала даже в тройку лучших из лучших!

Сергей Маковецкий (справа), получивший премию "Золотой орел" в номинации "Лучший актер на телевидении (многосерийный фильм "Дело гастронома №1"), во время церемонии награждения на "Мосфильме". Слева - Александр Мохов. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

В заключение осталось отметить наименее бесстыдные моменты этого «подведения итогов». Не просто сильная, но и честная конкуренция наблюдалась в одной лишь номинации – «Лучший неигровой фильм». На это почетное звание претендовали «Зима, уходи!» мастерской Марины Разбежкиной, «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского и «Антон тут рядом» Любови Аркус. Победила последняя работа, повествующая о мальчике-аутисте; возражения тут уместны, но не принципиальны. Лучшим анимационным фильмом был признан «Бах» Елены Петкевич – одна из серий культурного образовательного цикла «Сказки старого пианино». О том, что внимание академиков к анимации крайне незначительно, свидетельствует хотя бы тот факт, что оргкомитет премии даже не удосужился заметить, что в вывешенном на официальном сайте списке номинантов фамилия режиссера была написана с ошибкой.

Ну а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате признан «Артист». С ним конкурировали фильмы «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Шпион, выйди вон!» - наверное, нарочно подобрали не самые выдающиеся фильмы, чтобы голосующие не совершили позорной ошибки. Действительно, неловко бы вышло, если бы все киноакадемии мира отметили шедевр Мишеля Хазанавичуса, а «Золотой орел» - нет. Наши академики не подвели – и в этой категории поставили верную галочку. Позор их накрыл, как было сказано выше, другим - танковым - залпом.