Кино

Из Питера в Чемолган: эстонско-русское роуд-муви

0 758

«Я не вернусь»

Россия – Эстония – Беларусь – Финляндия - Казахстан, реж. Ильмар Рааг, в ролях: Полина Пушкарук, Виктория Лобачева, Андрей Астраханцев, Ольга Белинская, Галина Мочалова, Сергей Яценюк, Лайна Сергеева.

Страница фильма

Анна Сергеевна Морозова – питерская аспирантка, читает лекции по литературе в качестве помощницы университетского профессора, с которых ещё и спит, хотя у того жена и маленькая дочь. Но однажды всё рушится благодаря однофамильцу Диме Морозову, с которым Аня пять лет назад дружила в детдоме и который вдруг заявляется к ней домой, чтобы оставить на хранение пакет с наркотиками. Тут же заявляется полиция – и на девушку без лишних расспросов вешают и хранение, и распространение. Помня всю гуманность российского правосудия, Анна решает бежать – что ей и удаётся.

Помыкавшись по городу и не найдя помощи в лице любовника, она буквально напрашивается на то, чтобы её отправили в детприёмник, сказавшись беспризорной сиротой пятнадцати лет. Сомнений это ни у кого не вызывает: выглядит она очень и очень юной. Так Аня знакомится с тринадцатилетней Кристиной, которая хочет попасть к бабушке в Чемолган – есть такой город в Казахстане. Не сразу, но Аня всё же решает составить ей компанию.

1 Кадр из фильма «Я не вернусь».

У бабушки есть телевизор, собака Азор и возможность купить им обеим джинсы – что ещё нужно для счастья? Все мечты – кило конфет одной, красные сапоги другой; семья – желание общее. На время пути эти детдомовки станут друг другу почти что сёстрами – хотя долго будут отказываться это признать, показывая себя холоднее и злее, нежели они есть на самом деле. Жизнь успела побить каждую – но Аню, в силу её возраста, била дольше и сильнее, потому даже добившись хорошего положения, та не даёт другим никаких поблажек. Разочарованная трусливым поведением любимого, она ощетинивается – хотя и продолжает ему зачем-то временами звонить. Кристину же до сих пор никто не любил – и она жаждет этой любви по отношению к себе так, как её ещё может хотеть ребёнок.

Полив дорогу кока-колой (чтобы та был к ним добрее), Аня и Кристина отправляются вглубь страны автостопом. Развлекая себя детдомовскими байками-страшилками, они то едут, то идут, а по сторонам - памятники, церкви, венки погибшим, короче – Россия, где добрые люди сменяются злыми, но чаще всего – просто равнодушными.

2 Кадр из фильма «Я не вернусь».

Сперва был сценарий Ярославы Пулинович – молодого, но уже весьма успешного и известного, особенно в театральных кругах, автора. Затем появился режиссёр Ильмар Рааг, прославившийся некогда картиной «Класс». Продюсерам показалось, что эстонцу лучше видно нас со стороны - и такая история именно чужестранцем будет решена в единственно верном ключе (вспоминается опыт Лукаса Мудиссона, снявшего шведскую ленту «Лиля навсегда» о России так, как мало бы кто смог снять из местных). Вероятно, они оказались правы: фильм получился жёстким, но в то же время и сентиментальным, тяжёлым, но не без доли романтики. Хотя полного отстранения всё же не вышло – и эстонец порой выбивает у зрителя слезу ничуть не хуже русского.

Про «Я не вернусь», как и про «Братьев Ч», думалось, что премьера картины состоится на «Кинотавре» - но и её туда не взяли, хотя в данном случае дело вовсе не в качестве произведения, а возможно, в прописке его постановщика (мол, иностранный режиссёр – если верить озвученной причине отказа). Но окажись фильм всё-таки в Сочи, смотрелся бы он наравне с прочими: вещь интересная, не без слабин, но местами сильная, послевкусие оставляет самое положительное. Прекрасно сыгранный девичий дуэт, наблюдательная камера, сама история и режиссура – всё это, несомненно, выделяет ленту из общего потока, добавляя ещё один плюс в копилку российского кино этого года.

3 Кадр из фильма «Я не вернусь».

Так уж вышло, что на фестивале «Зеркало» судить картину – среди прочих - будет Ситора Алиева, программный директор того самого «Кинотавра», отказавшая ей в сочинской премьере. И по тому, достанутся ли фильму призы, можно будет судить, было ли то решение принципиальным. Во всяком случае, в контексте программы, овеянной именем Андрея Тарковского, работа Ильмара Раага, сочетающая авторское начало со зрительским интересом, смотрится более чем достойно. Тот факт, что прокат «Я не вернусь» начался одновременно с его фестивальной жизнью, позволяет если не всем, то многим желающим самим уже сейчас составить о фильме своё мнение.