Эскалация конфликта на Ближнем Востоке дорого обходится региону. Война значительно ухудшила ситуацию в Газе, уже давно ввергнув её в экономический и гуманитарный кризис, а Западный берег «переживает быстрый и тревожный экономический спад», как говорится в докладе ООН, опубликованном в сентябре. Израилю тоже придётся заплатить за недавнее расширение военных действий.
Несмотря на бремя самой продолжительной и дорогостоящей войны в своей истории, экономика Израиля устойчива. Об этом заявил министр финансов страны Бецалель Смотрич на следующий день после ракетного удара по Бейруту, в результате которого погиб лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. Его слова усилили опасения, что напряжённость в отношениях с группировкой перерастёт в полномасштабный конфликт.
Израиль продвигается вперёд по нескольким направлениям: начинает наземное вторжение против «Хезболлы» в Ливане, продолжает бомбить Газу и Бейрут, угрожает Ирану.
Если ситуация перерастёт в более длительную и интенсивную войну, это нанесёт серьёзный ущерб экономической активности и росту экономики Израиля. Об этом заявила CNN бывший глава центрального банка Израиля Карнит Флуг, ныне вице-президент по исследованиям Израильского института демократии.
Израильский удар по позициям «Хезболлы». © IDF
По оценкам исследовательской компании BMI, принадлежащей Fitch Solutions, экономика Ливана может сократиться в этом году на 5% из-за трансграничных атак между «Хезболлой» и Израилем. Но экономика Израиля может сократиться ещё больше в соответствии с наихудшим прогнозом Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета. И даже при более благоприятном сценарии спад неизбежен, поскольку население страны растёт быстрее, чем экономика, а уровень жизни снижается.
До теракта ХАМАС в Израиле и начала войны в Газе МВФ прогнозировал, что экономика Израиля вырастет на завидные 3,4% в этом году. Сейчас прогнозы экономистов варьируются в диапазоне от 1 до 1,9%. Ожидается, что в следующем году рост будет слабее, чем прогнозировалось ранее. При этом Центральный банк Израиля не в состоянии снизить процентные ставки, чтобы вдохнуть жизнь в экономику, поскольку инфляция ускоряется, чему способствуют рост зарплат и увеличение государственных расходов на финансирование войны.
Долгосрочный экономический ущерб
В мае Банк Израиля подсчитал, что связанные с войной расходы составят в общей сложности 250 миллиардов шекелей (66 миллиардов долларов) до конца следующего года. Сюда входят как прямые траты на ведение боевых действий, так и сопутствующие гражданские расходы — например, на жильё для тысяч израильтян, вынужденных покинуть дома на севере и юге. Это эквивалентно примерно 12% ВВП Израиля.
Похоже, данная цифра будет расти и впредь, поскольку эскалация конфликта увеличивает расходы на оборону и задерживает возвращение беженцев в дома. Но экономисты заглядывают ещё дальше и предсказывают отсроченные последствия. Существует риск, что израильское правительство сократит инвестиции, чтобы высвободить ресурсы для обороны. «Это снизит потенциальный рост экономики в будущем», — говорит Флуг.
Аналитики Института исследований национальной безопасности тоже настроены пессимистично. Даже в случае вывода войск из Газы и спокойствия на границе с Ливаном экономика Израиля окажется в более слабом положении, чем до войны. Об этом они заявили в августовском докладе.
«Израиль понесёт долгосрочный экономический ущерб независимо от исхода. Ожидаемое снижение темпов роста во всех сценариях по сравнению с довоенными экономическими прогнозами и увеличение расходов на оборону могут усилить риск рецессии, напоминающей потерянное десятилетие после войны Судного дня», — написали аналитики.
Конфликт 1973 года, известный как арабо-израильская война, начатая Египтом и Сирией против израильских войск на Синайском полуострове и Голанских высотах, положил начало длительному периоду экономической стагнации в Израиле. Отчасти это произошло из-за того, что страна значительно увеличила расходы на оборону.
Возможное повышение налогов и сокращение не связанных с обороной расходов тоже могут нанести ущерб экономическому росту. В сочетании с ослаблением чувства безопасности это может спровоцировать массовый исход высокообразованных израильтян, особенно предпринимателей в сфере технологий. На долю этого сектора приходится 20% объёма производства в экономике Израиля. Он очень сильно зависит от нескольких тысяч самых инновационных, креативных и предприимчивых людей, уточнила Флуг.
Массовый уход налогоплательщиков с высокими доходами ещё больше подорвёт финансы Израиля, которые и так пострадали от войны. Правительство отложило публикацию бюджета на следующий год, поскольку сталкивается с конкурирующими требованиями, которые затрудняют ведение бухгалтерского учёта. Конфликт привёл к тому, что дефицит бюджета Израиля (разница между государственными расходами и доходами, в основном за счёт налогов) удвоился до 8% ВВП с 4% до войны.
Правительство Израиля. © ru.wikipedia.org
Государственные займы резко выросли и стали дороже, поскольку инвесторы требуют более высокой доходности при покупке израильских облигаций и других активов. Многочисленные понижения кредитных рейтингов Израиля агентствами Fitch, Moody’s и S&P ещё больше повысят стоимость заимствований для страны.
В конце августа Институт исследований национальной безопасности подсчитал, что всего за месяц «интенсивных боевых действий» в Ливане и таких же ответных атак, наносящих ущерб израильской инфраструктуре, дефицит бюджета Израиля может резко вырасти до 15%, а ВВП — сократиться на 10% в этом году.
Когда закончится война?
Чтобы уменьшить финансовую дыру, правительство не может полагаться на значительный приток налоговых поступлений от предприятий, многие из которых терпят крах, в то время как другие неохотно инвестируют в условиях затянувшейся войны с неясными перспективами.
По оценкам Coface BDi, крупной израильской компании, занимающейся бизнес-аналитикой, в этом году закроется 60 тысяч израильских фирм, тогда как в среднем за год это число составляет около 40 тысяч. Большинство — небольшие компании с численностью сотрудников до пяти человек.
«Неопределённость просто вредна для экономики и инвестиций», — сказал CNN Ави Хэссон, генеральный директор Startup Nation Central — некоммерческой организации, продвигающей израильскую технологическую индустрию.
В недавнем отчёте он предупредил, что демонстрировавшаяся до сих пор поразительная устойчивость израильского технологического сектора пошатнётся перед лицом неопределённости, вызванной затянувшимся конфликтом и разрушительной экономической политикой правительства.
Ещё до теракта планы правительства по ослаблению судебной системы побудили некоторые израильские технологические компании зарегистрироваться в США. Вызванная войной нестабильность усугубила эту тенденцию. Большинство новых технологических компаний официально зарегистрировано за рубежом. Многие рассматривают возможность переноса части операций за пределы Израиля.
Хэссон по-прежнему оптимистично настроен в отношении израильских технологий, указывая на активный сбор средств. Но он предупреждает, что будущий рост отрасли «зависит от стабильности в регионе и ответственной политики правительства».
Другие секторы экономики Израиля, менее важные, чем технологические, пострадали гораздо сильнее. Сельское хозяйство и строительство изо всех сил пытаются заполнить пробелы в рабочей силе после ухода палестинцев, чьи разрешения на работу были приостановлены с октября прошлого года, что привело к росту цен на свежие овощи и резкому сокращению объёмов жилищного строительства.
Туризм тоже пострадал: число иностранных гостей в этом году резко сократилось. По оценкам Министерства туризма Израиля, это привело к потере доходов на 18,7 миллиарда шекелей (4,9 миллиарда долларов) с начала войны.