Общество

К американским оценкам российского законопроекта об иностранных агентах

4 210


Центральные американские СМИ, как по команде, выступили с критикой законопроекта об обязательной регистрации российских некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих политическую деятельность в России и финансируемых из-за рубежа –«Вашингтон пост» и «Нью-йорк таймс» заявляют, что данный законопроект принимается Государственной Думой «при поддержке Кремля». Чтобы «наказать и дискредитировать независимые российские организации», пробрасывается идея, что документ – «ответ Москвы» на американский «закон С.Магнитского», хотя администрация, мол, пытается «отделить» сферы сотрудничества от выдвижения к нам правозащитных претензий.
Нормативный акт будет, мол, применяться против «неугодных режиму либеральных НКО», поддерживаемых США и другими странами Запада. В «обоснование» приводятся слова руководителей наших организаций («Голос», «Московская хельсинкская группа»), существующих преимущественно на западные гранты.
Вместе с тем, газетчики старательно замалчивают, что, рассматриваемый Госдумой проект, созвучен подходам, заложенным в действующем американском законодательстве (в частности, Законе – «О регистрации иностранных агентов» - «Foreign agents registration act – FARA). Цель этого документа - обеспечить своевременное информирование общественности обо всех попытках иностранцев повлиять на внутреннюю и внешнюю политику США. Причем охват американского закона пошире, чем заложенный в обсуждаемом у нас законопроекте.
Так, речь в FARA идет о лицах, представляющих в США интересы так называемых "иностранных принципалов" - зарубежных правительств, политических партий, иностранных юридических и физических лиц, даже вне зависимости от источников финансирования и сферы их деятельности. Под закон попадают любые лица (включая американских граждан и корпорации), занимающиеся лоббированием интересов иностранных государств и лиц в сфере политики, экономики, финансов, права и т.п.
Основной предмет критики российских нововведений - требование публично заявлять о статусе иностранного агента. При этом в том же FARA предусматривается, что после прохождения регистрации агент обязан представлять в Минюст США отчет о своей деятельности в интересах заказчика-иностранца каждые 6 месяцев. Помимо этого, он должен предоставлять контролирующему органу копии всех информационных материалов и писем официальным лицам США в течение 48 часов после их публикации или отправки. Сами информационные материалы должны содержать уведомление, что они были подготовлены по заказу иностранного правительства или организации.
Что касается источников финансирования американских кандидатов на выборные должности, то регулирование в этой области в США крайне жесткое. Налоговый кодекс (раздел 26 свода Федеральных Законов) запрещает всем некоммерческим организациям, как американским, так и иностранным, прямое или косвенное участие в политических кампаниях за или против любого кандидата на выборную государственную должность, включая получение из-за рубежа финансовых средств.
Конституционность этого порядка была подтверждена решением Верховного Суда (по делу «Б.Блюман против федеральной избирательной комиссии») в январе 2012 г. как законная мера ограничения иностранного влияния на внутренний политический процесс. Судьи поддержали логику американских законодателей, мол, хочешь участвовать в политике и влиять на результаты выборов - откажись от статуса некоммерческой неполитизированной организации и иностранного финансирования.
Представляется, что, несмотря на вполне предсказуемую критику со стороны американских СМИ, предлагаемые нововведения в российские законы уже американских как по охвату субъектов (касаются только НКО, получающих иностранное финансирование), так и по сферам деятельности контролируемых организаций (речь идет исключительно об общественных объединениях, участвующих в политическом процессе). Еще одно принципиальное различие с обсуждаемом у нас проектом закона, в отличие от американских уложений, иностранное финансирование политической деятельности НКО в контексте выборов не запрещается. Речь у нас идет лишь о введении мер, способствующих большей открытости НКО, участвующих в политическом процессе за счет иностранных вливаний.
Примечательно, что Администрация правительства США пока воздерживается от официальных комментариев собственно законопроекта. Посмотрим, надолго ли. Х.Клинтон уже заявила на встрече с представителями части российского НКО-сообщества в г. Санкт-Петербурге, что Госдеп не откажется от финансирования российских НКО и будет искать новые формы их поддержки.


Центральные американские СМИ, как по команде, выступили с критикой законопроекта об обязательной регистрации российских некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих политическую деятельность в России и финансируемых из-за рубежа –«Вашингтон пост» и «Нью-йорк таймс» заявляют, что данный законопроект принимается Государственной Думой «при поддержке Кремля». Чтобы «наказать и дискредитировать независимые российские организации», пробрасывается идея, что документ – «ответ Москвы» на американский «закон С.Магнитского», хотя администрация, мол, пытается «отделить» сферы сотрудничества от выдвижения к нам правозащитных претензий.
Нормативный акт будет, мол, применяться против «неугодных режиму либеральных НКО», поддерживаемых США и другими странами Запада. В «обоснование» приводятся слова руководителей наших организаций («Голос», «Московская хельсинкская группа»), существующих преимущественно на западные гранты.
Вместе с тем, газетчики старательно замалчивают, что, рассматриваемый Госдумой проект, созвучен подходам, заложенным в действующем американском законодательстве (в частности, Законе – «О регистрации иностранных агентов» - «Foreign agents registration act – FARA). Цель этого документа - обеспечить своевременное информирование общественности обо всех попытках иностранцев повлиять на внутреннюю и внешнюю политику США. Причем охват американского закона пошире, чем заложенный в обсуждаемом у нас законопроекте.
Так, речь в FARA идет о лицах, представляющих в США интересы так называемых "иностранных принципалов" - зарубежных правительств, политических партий, иностранных юридических и физических лиц, даже вне зависимости от источников финансирования и сферы их деятельности. Под закон попадают любые лица (включая американских граждан и корпорации), занимающиеся лоббированием интересов иностранных государств и лиц в сфере политики, экономики, финансов, права и т.п.
Основной предмет критики российских нововведений - требование публично заявлять о статусе иностранного агента. При этом в том же FARA предусматривается, что после прохождения регистрации агент обязан представлять в Минюст США отчет о своей деятельности в интересах заказчика-иностранца каждые 6 месяцев. Помимо этого, он должен предоставлять контролирующему органу копии всех информационных материалов и писем официальным лицам США в течение 48 часов после их публикации или отправки. Сами информационные материалы должны содержать уведомление, что они были подготовлены по заказу иностранного правительства или организации.
Что касается источников финансирования американских кандидатов на выборные должности, то регулирование в этой области в США крайне жесткое. Налоговый кодекс (раздел 26 свода Федеральных Законов) запрещает всем некоммерческим организациям, как американским, так и иностранным, прямое или косвенное участие в политических кампаниях за или против любого кандидата на выборную государственную должность, включая получение из-за рубежа финансовых средств.
Конституционность этого порядка была подтверждена решением Верховного Суда (по делу «Б.Блюман против федеральной избирательной комиссии») в январе 2012 г. как законная мера ограничения иностранного влияния на внутренний политический процесс. Судьи поддержали логику американских законодателей, мол, хочешь участвовать в политике и влиять на результаты выборов - откажись от статуса некоммерческой неполитизированной организации и иностранного финансирования.
Представляется, что, несмотря на вполне предсказуемую критику со стороны американских СМИ, предлагаемые нововведения в российские законы уже американских как по охвату субъектов (касаются только НКО, получающих иностранное финансирование), так и по сферам деятельности контролируемых организаций (речь идет исключительно об общественных объединениях, участвующих в политическом процессе). Еще одно принципиальное различие с обсуждаемом у нас проектом закона, в отличие от американских уложений, иностранное финансирование политической деятельности НКО в контексте выборов не запрещается. Речь у нас идет лишь о введении мер, способствующих большей открытости НКО, участвующих в политическом процессе за счет иностранных вливаний.
Примечательно, что Администрация правительства США пока воздерживается от официальных комментариев собственно законопроекта. Посмотрим, надолго ли. Х.Клинтон уже заявила на встрече с представителями части российского НКО-сообщества в г. Санкт-Петербурге, что Госдеп не откажется от финансирования российских НКО и будет искать новые формы их поддержки.