На днях президент России Владимир Путин подписал закон, позволяющий авиакомпаниям взимать плату за провоз багажа, если пассажиру продан невозвратный билет.
«Вы там какую-то чушь написали…»
Новый закон вызвал недовольство как в экспертных кругах, так и среди авиапассажиров. Причиной тому стала беспрецедентная свобода, предоставляемая авиакомпаниям в части ограничений бесплатной перевозки багажа и ручной клади пассажирами, имеющими на руках невозвратные (наиболее дешевые и распространенные) билеты.
Несмотря на высшее одобрение, новый федеральный закон от 29.07.2017 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа» вышел настолько сложным и запутанным, что сами сенаторы во главе со своим спикером Валентиной Матвиенко до последнего момента сомневались в его прохождении.
«Что касается ручной клади, вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду. Кто автор этого нормативного акта?» — выразила недовольство председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Услышав в ответ: «министерство», она заявила, что это — «коллективная безответственность».
В том, что закон предельно запутан и противоречив, сенаторы абсолютно правы. Подавляющее большинство потенциальных авиапассажиров до сих пор не может понять, что в конечном счете их ждет и на каком этапе их заставят платить за то, что еще совсем недавно было бесплатным.
«Ридус» попытался разобраться в положениях нового закона и выяснить, как изменится жизнь авиапассажиров после его вступления в силу. А также расспросить экспертов о том, кому и зачем понадобились такие нововведения.
Что было
До вступления в силу нового закона владелец невозвратного авиабилета мог рассчитывать на бесплатный перевоз экономическим классом багажа весом до 20−23 килограммов и ручной клади весом до 7−10 килограммов. Данного правила придерживались все российские авиакомпании, кроме лоукостеров. Единственным исключением являлся тариф «Лайт» (например, у авиакомпании «ЮТэйр») с более низкой ценой, не предполагающий возможности бесплатного провоза багажа. Заметим, что подобная практика характерна для подавляющего большинства мировых авиакомпаний.
Немаловажно и то, что сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имел право брать в салон самолета следующие находящиеся при нем вещи, не подпадающие под понятие «ручная кладь» и не подлежащие взвешиванию и маркировке:
- дамская сумочка или портфель;
- папка для бумаг;
- зонтик;
- трость;
- букет цветов;
- верхняя одежда;
- печатные издания для чтения в полете;
- детское питание для ребенка во время полета;
- телефон сотовой связи;
- фотоаппарат;
- видеокамера;
- портативный компьютер;
- костюм в портпледе;
- детская люлька / складная детская коляска при перевозке ребенка (использование коляски возможно до трапа воздушного судна, в дальнейшем коляска передается для перевозки в багажно-грузовом отсеке);
- костыли и складное кресло-коляска.
Что стало
Вся обозначенная выше идиллия разрушается новым законом раз и навсегда, причем весьма иезуитским способом. Формально он не отменяет положения Воздушного кодекса РФ о бесплатной перевозке багажа. Ключевое слово — формально.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (невозвратный билет. — Прим. „Ридуса“), может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа, говорится в законе.В переводе с формального на русский это означает, что обладатели невозвратных билетов, к каковым относится основная часть авиапассажиров, ранее имевшие гарантированное право на бесплатный багаж, отныне такового права лишены.
Решение о том, брать с такого пассажира деньги за багаж или нет, остается за авиакомпанией. Учитывая бесконечные причитания авиаперевозчиков о тяжелой жизни и низкой рентабельности бизнеса, нетрудно догадаться, каким будет их решение.
Возможно, в выигрыше в связи с нововведениями окажутся более привилегированные пассажиры, имеющие на руках возвратные билеты?
Как бы не так — новый закон коснется и их.
Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа (возвратный билет. — Прим. „Ридуса“). В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа. Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна, говорится в законе.То есть пассажиру уже не гарантируется, что отныне он может, как и раньше, бесплатно перевезти 23 килограмма багажа. Гарантируемый минимум сведен до 10 килограммов. Кто часто путешествует самолетом, особенно с детьми, хорошо знает примерный вес среднестатистического чемодана (15−20 килограммов).
Не лучшим образом обстоит и ситуация с ручной кладью.
Законом предусмотрено, что максимальный вес ручной клади не может быть менее чем 5 килограммов на одного пассажира. Пассажир может бесплатно провезти находящиеся при нем дамскую сумочку или портфель, детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли, складное кресло-коляску.
Пять килограммов — это уже заметно ниже того, что гарантировалось ранее. Но решающим в тексте закона является даже не это, а следующее: «слова „в том числе вещей, находящихся при пассажире“ заменить словами „ручной клади“».
Тем самым новый закон отменяет практически весь приведенный выше список не подлежащих взвешиванию вещей, разрешенных к перевозке в салоне самолета.
Между тем в него входят и такие весьма увесистые предметы, как фотоаппараты, ноутбуки, видеокамеры. Все это по умолчанию становится ручной кладью, а значит, подлежит взвешиванию и лимитированию по весу. И если еще недавно, отправляясь в отпуск с зеркальной фотокамерой и ноутбуком, можно было не переживать за перевес по ручной клади, то с принятием закона стоит несколько раз подумать, а не ограничиться ли в поездке смартфоном или планшетом.
Фарш невозможно провернуть назад…
«Я сегодня ознакомилась с проектом, а там уже не восемь килограмм, а пять, уже нет верхней одежды, нет трости, которая, может быть, инвалиду понадобится, — прокомментировала ситуацию Валентина Матвиенко. — В чем возможны проблемы? В том, что завтра гражданин, придя на посадку, увидит, что туда уже не только сотовый телефон не входит, но уже и очки, и контактные линзы».
Однако вся эта благородная ярость не помешала сенаторам одобрить законопроект, а президенту его подписать. Закон принят и вступает в силу через 60 дней после официального опубликования.
Члены Совета Федерации понимают, что закон вышел, мягко говоря, непопулярным, и обещают не оставлять ситуацию без внимания и все-таки довести документ до ума. По словам Матвиенко, нормативное обеспечение данного закона должно быть корректным. «Мы будем держать этот вопрос под жестким контролем и в случае необходимости жестко реагировать», — пояснила она.
Ожидается, что 27 сентября на заседании верхней палаты парламента Министерство транспорта представит соответствующий нормативный акт и те меры, которые приняты с учетом мнения сенаторов.
Впрочем, все, что может еще произойти с этим законом, будет носить уже косметический характер. Возможно, из него удастся исключить наиболее вопиющие нелепости, но вряд ли все это изменит его суть.
А суть закона предельно проста и состоит в отмене презумпции бесплатности провоза багажа и широкого набора личных вещей авиапассажиров.
Возить багаж бесплатно с новым законом вряд ли удастся. Право принимать решение о взимании платы делегировано авиакомпаниям, и несложно представить, как они этим правом распорядятся.
Ловкость рук и никакого мошенничества…
Куда ведет дорога, выстланная благими намерениями, известно всем. Принятый законопроект подготовлен Минтрансом во исполнение мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, утвержденных Дмитрием Медведевым еще в январе 2013 года.
Закон тем более «пахуч и странен» (говоря словами Венедикта Ерофеева), что правительство не первый год уже тратит миллиарды рублей на дотирование авиарейсов десятка авиакомпаний по 57 маршрутам (в основном на Дальний Восток и в Крым).
На деле же получается, что правительство, одной рукой дотируя пассажирские авиаперевозки, чтобы они были по карману пассажирам, другой по факту поднимает цену тех же самых авиаперевозок, принуждая пассажиров доплачивать за ранее бесплатные услуги.
Однако глава Минтранса Максим Соколов доказывает, что отмена бесплатной нормы провоза багажа в самолетах при невозвратных билетах даст исключительно положительный эффект.
Максим Соколов
Вопрос лишь в том, для кого он будет положительным. Чтобы бизнес (любой!) инициировал закон (любой!) с единственным намерением сделать жизнь целевой аудитории легче и веселее — этого не может быть потому, что этого не может быть никогда.
Однако министр непреклонен.
На самом деле это очень эффективная мера. По сути это план по снижению стоимости авиаперевозок, и эта норма закона позволит тем, кто путешествует авиатранспортом без багажа, реально снизить стоимость этой перевозки, цену билета. И это соответствует мировой практике, заявил Соколов, предположив, что цены на невозвратные билеты могут снизиться на 10−20%.В заботу Минтранса, лоббирующего этот закон, о путешествующих налегке пассажирах (каковых в России, учитывая ее расстояния, не так много) поверить довольно сложно. Очевидно, что министерству куда ближе интересы его непосредственных подопечных в лице авиакомпаний.
Учитывая все тот же невысокий процент «безбагажных» пассажиров, перевозчикам нет никакого резона выравнивать цены по нижней планке, если теперь им ничего не мешает сделать это по верхней. Для тех немногих, кто действительно летает только с зонтиком и дипломатом, во всем мире давно придуманы тарифы «Лайт».
Все отговорки инициаторов закона, что какая-то часть пассажиров выиграет от отмены бесплатного багажа, — это лукавство, — говорит гендиректор ассоциации „Аэрофлот“ Виктор Горбачев. — Потому что эта часть составляет ничтожно малую долю от общего пассажиропотока. Да, перелеты подешевеют для командированных, которые летят с одним портфелем. Но ведь они и не из своего кармана платят за такие полеты! А подавляющее большинство пассажиров летят с багажом, с детьми.Калькуляция, почему оправдания Минтранса являются обманом, доступна любому, кто освоил школьный курс арифметики. Допустим, тариф на невозвратные билеты авиакомпания в самом деле от щедрот своих понизит на 1000 рублей (цифру берем с потолка, важен принцип). Однако получить выгоду от этой щедрости сможет только пассажир, решивший полететь голым. Потому что одновременно авиакомпания начинает брать дополнительную плату за «услуги», отказаться от которых большинство пассажиров не могут в принципе: например, от питания или пользования туалетом на дальних рейсах. И стоимость этих «услуг» заведомо превысит ту тысячу, которую авиакомпания скинула с тарифа.
Доилка с крыльями
Авиакомпаниям не хочется резервировать места под багаж заранее, потому что неизвестно, будет он принесен пассажиром или нет, высказывает еще одну версию принятия нового закона независимый авиаэксперт Дмитрий Адамидов.
Хотя прямыми лоббистами новых правил выступил „Аэрофлот“, вряд ли можно говорить о каком-то монопольном сговоре, потому что все авиакомпании, и крупные и чартерные, сидят в одной лодке. А почему „Аэрофлот“? Вероятно, потому что именно его дочерняя компания „Победа“ постоянно оказывалась в центре скандалов из-за багажа и прочих непривычных для пассажиров требований, предположил он в разговоре с «Ридусом».В коммерческой авиации существует негласное правило: с пассажира берут ровно столько денег, сколько с него физически можно выдоить. И все же не стоит, наверное, изображать авиакомпании этакими жадными монстрами, которые думают только о своей прибыли, добавляет эксперт.
Более того, по мнению Адамидова, у новых правил может быть и неожиданный положительный эффект — они могут привести к усилению конкуренции на рынке авиаперевозок.
Если на общем «безбагажном» фоне какая-то авиакомпания объявит, что на ее рейсах разрешается брать в салон ручную кладь бесплатно либо что норма провоза багажа у нее выше, чем у других, то пассажиры, разумеется, переметнутся к ней и этот перевозчик с лихвой отобьет свои затраты за счет числа клиентов.
Однако это скорее теоретическая возможность. Потому что на самом деле для такого варианта надо, чтобы разные компании конкурировали на одном маршруте. Но авиакомпания для этого должна получить разрешение на работу на этом маршруте. И другие перевозчики примут все меры для того, чтобы не допустить „раскольника“ на этот маршрут, предупреждает Адамидов.