Порог годовой выручки для уплаты НДС малым и средним бизнесом в России будет снижаться постепенно: до 20 миллионов рублей в 2026 году, 15 миллионов в 2027 году и 10 миллионов рублей в 2028 году. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании Правительства РФ.
«Будут смягчены условия применения НДС малым и средним бизнесом с поэтапным изменением порогов уплаты: с 2026 года — при доходах в 20 миллионов рублей, с 2027 года — 15 миллионов рублей, а с 2028 года — 10 миллионов рублей. При этом с учётом полномочий Правительства РФ, чтобы исключить возможные риски для налогоплательщиков, которые впервые допустят нарушение при уплате НДС в соответствии с новыми нормами, может быть установлен мораторий на привлечение к ответственности», — сказал Мишустин.
«Ридус» попытался выяснить у представителей российского бизнеса и экспертов-экономистов, как поэтапное снижение порога выручки для уплаты НДС скажется на предпринимательском сообществе. Специалисты рассказали, как такая мера повлияет на базовые экономические показатели вроде уровня инфляции, потребительских цен и общей конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса.
Антон Свириденко — исполнительный директор Института экономики роста имени Петра Столыпина
По мнению собеседника «Ридуса», предстоит важное смягчение роста налогов для малого и среднего предпринимательства (МСП). Хотя многие бизнесмены ждали порога в 30 миллионов рублей. Плавная шкала роста налогов давно находилась в целях ФНС и Минфина РФ. Однако делается она постепенно ценой роста налогов, а не просто выравнивания шкалы.
«Всё равно это повышение. По нашим расчётам, прошлая идея о снижении порога до 10 миллионов рублей для всех несла риск для 123 тысяч предприятий торговли. Сейчас затронуто будет меньше, но всё равно достаточное количество. Прежде всего это маленькие магазинчики, лавочки, предприятия услуг в крупных и средних городах, где обороты достаточно высоки и в микробизнесе. Как эксперт, который давно занимается вопросами системных условий для бизнеса, могу сказать точно: радости этот рост налогов у бизнеса не вызвал. В прошлый раз была пилюля, когда повышался порог по УСН, а для промышленных предприятий малого бизнеса НДС иногда ещё и выгоден — его покупатели могут зачесть. Сейчас же в диапазоне 20–60 миллионов производственных компаний будет минимум, а пострадают другие сферы», — пояснил Свириденко «Ридусу».
По словам Свириденко, такая мера заставит микробизнес поднять цены примерно пропорционально росту НДС. Поскольку в МСП рентабельность торговли составляет 7–8%, ввод налога в 5% съедает её. Значит, бизнесмены поднимут цены примерно на эти же 5%.
«Смягчит ситуацию то, что торговцы алкоголем и так платит 22% НДС и уже сидят на общей системе. Крупный торговый бизнес, который активно распространяется, не испытывает трудности микробизнеса. Там только рост общего НДС до 22%. В условиях высоких ставок и охлаждения спроса рост налогов станет новым ударом по предприятиям. Спрос может упасть ещё сильнее. По нашим оценкам, общая инфляция из-за роста всех налогов разово прирастёт до 1–1,5%», — отметил экономист в разговоре с «Ридусом».
Свириденко рекомендует Правительству РФ искать другие источники покрытия дефицита бюджета и иные механизмы финансов для развития, которые использовались в других странах (Южной Корее, Китае, ЕС). Речь идёт о докапитализации институтов развития за счёт специальных линий рефинансирования Центрального банка. По мнению эксперта, такой шаг снизит необходимость искать источники для развития в налоговых поступлениях и ослабит давление на бизнес.
Олег Николаев — экономист, сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», член генерального совета «Деловой России», член ФПС партии «Новые люди»
По словам эксперта, известно три самых массовых сферы, где задействован малый бизнес: розничная торговля, грузоперевозки, строительство и ремонт. Первая сфера имеет значительный перевес над всеми прочими. Именно она пострадает сильнее всего.
«Если местные грузоперевозки „Газелью“ по городу не являются сферой прямого интереса больших перевозчиков, а работы в сфере малого строительства и ремонта легко поддаются уводу в тень, то в торговле всё обстоит совсем иначе. Офлайн-магазинчики и микросейлеры на маркетплейсах каждый день выживают под напором более крупных игроков. Обременение НДС, пусть и по ставке в 5%, для многих из них может стать соломинкой, которая ломает спину верблюду», — рассказал эксперт «Ридусу».
По мнению собеседника издания, на внутреннем рынке торговли есть все предпосылки для дальнейшей консолидации. Данное обстоятельство будет способствовать вымыванию с него самых маленьких и слабых игроков.
«В „Опоре России“ подсчитано, что понижение планки НДС по выручке до 10 миллионов рублей затрагивает около 700 тысяч субъектов. Последнее послабление (планка в первый год в виде 20 миллионов рублей) даёт некоторую фору 400 тысячам из них. Но общая тенденция от этого никак не меняется. Патентная система налогообложения (ПСН), которую решено сохранить для офлайн-торговли, может являться спасительной альтернативой, но далеко не всегда. Ставки по ПСН фиксированные, регионы определяют их самостоятельно. Торговцы далеко не всегда решают, что смогут их потянуть. Ну, а сейлерам на маркетплейсах использовать ПСН и вовсе запрещено», — пояснил Николаев «Ридусу».
При этом эксперт не считает серьёзными советы переключаться с торговли на необлагаемые НДС сферы деятельности вроде медицины, образования, общепита или туризма. По его мнению, происходящее означает, что Правительство РФ больше не ставит задачу поддержки микробизнеса как социального явления. Его вполне устроит ситуация, когда не вписавшиеся в новый рынок мелкие предприниматели пойдут искать себя в найме.
«Предприятиям не хватает рабочих рук. Подъёма цен ожидать не стоит, поскольку монополизация розничному рынку не угрожает. Последствия затронут только рынок труда», — резюмировал Николаев в разговоре с «Ридусом».
Вадим Ковригин — доцент Российского экономического университета имени Георгия Плеханова
Ковригин полагает, что решение о постепенном снижении порога выручки для МСП в части расчёта НДС является правильным. По его словам, резкое снижение выручки до 10 миллионов рублей привело бы к уходу в тень значительной части хозяйствующих субъектов из сферы малого и среднего бизнеса. Для государства же и общества именно средний бизнес во многом является носителем и выразителем инновационного потенциала страны.
«Переросшие в развитый бизнес стартапы чаще всего находятся на передовой инновационных технологий в России. Уход значительной их части в тень, уменьшение или дробление бизнеса и масштабов деятельности — всё это нанесло бы серьёзный удар по перспективам страны в части научно-технологического развития. Отменяются льготы для производителей отечественного ПО. Это решение может иметь отрицательные последствия. Рынок ПО пока не достиг насыщения, импортозамещение там вряд ли состоялось. Именно эта сфера испытала наиболее серьёзный урон из-за санкций и отъезда части специалистов за рубеж. Вряд ли правильно отменять сейчас льготы для данной сферы», — пояснил эксперт в интервью «Ридусу».
По мнению Ковригина, в целом повышение НДС приведёт к росту цен на большинство товаров минимум на 1,5%. Даже продукция отраслей, которые не будут затронуты реформой, всё равно испытает инфляцию. Издержки производителей вырастут, а цены на все товары подтянутся за ценами на продукцию, где 2% повышения НДС отразится непосредственно. Тем не менее плавный характер снижения льготного порога позволил уменьшить негативные последствия.
Кирилл Ермоленко — глава КФХ «Ермоленко» (животноводческого комплекса по разведению герефордской породы коров), глава Комитета по сельскому хозяйству Самарского регионального отделения «Опоры России»
По мнению предпринимателя, ключевые экономические последствия принятого решения включают увеличение налоговой нагрузки на бизнес и рост административных издержек, связанных с ведением налогового учёта. В связи с этим существует риск перехода части компаний в теневой сектор экономики, особенно среди предприятий с низкой рентабельностью. Снижение чистой прибыли ограничит возможности для реинвестирования и расширения деятельности. Данное обстоятельство может негативно сказаться на занятости и деловой активности.
«Наиболее уязвимыми являются ориентированные на конечного потребителя отрасли: розничная торговля, сфера услуг, общественное питание и местное производство. Для таких предприятий затруднительно переложить налоговую нагрузку на покупателей без потери конкурентоспособности. Ожидается, что реформа окажет повышательное давление на потребительские цены и усилит инфляцию, особенно в сочетании с планируемым повышением ставки НДС. Конкурентоспособность затронутых компаний на внутреннем рынке может снизиться, в то время как для экспортёров последствия будут менее значительными благодаря применению нулевой ставки НДС», — отметил Ермоленко в беседе с «Ридусом».
При этом предприниматель согласен, что поэтапный характер изменений направлен на смягчение адаптационных издержек для бизнеса. Хотя это и не отменяет рисков для наиболее уязвимых секторов МСП и потребительской активности.
«С другой стороны, всё сказанное мной касается УСН, но не касается ЕСХН, то есть сельхозтоваропроизводителей это никак не затронет. У них по-прежнему сохраняется льготный порог по освобождению от НДС в 60 миллионов рублей, да и НДС от 0 до 10% в зависимости от продукта», — пояснил Ермоленко в разговоре с «Ридусом».