Путешествия

К годовщине восстановления дипотношений. История американо-российской дипломатии

5 526

В конце 1933 года США последними из крупных стран западного мира пошли на мировую с Советской Россией. В Европе монархические принципы, союзнические обязательства и христианские ценности не помешали основным политическим игрокам Старого Света раньше установить контакты с новой властью в России - сколь бы монструозной она не подавалась в прессе: дело есть дело, английским союзникам операции своих войск и флотов против красной России не мешали еще в 20-м рекомендовать Врангелю вступать в переговоры с Совдепией.

Кстати, тогда же – в Гражданскую войну – американские военные впервые десантировались на территорию бывшей Российской империи, на Дальнем Востоке. ("Впервые" - в том смысле, что современное базирование американцев в киргизском Канте, к примеру, вполне можно считать очередным прецедентом проникновения Штатов в пределы бывшей империи).

Эскадра С.С. Лесовского на пути в Америку. Художник А.П. Боголюбов

Русские военные тоже бывали в Штатах – но с совершенно с иным знаком, положительным, с совершенно иной миссией – в 1863 году в Нью-Йорке стояла Балтийская эскадра контр-адмирала Лесовского, а в Сан-Франциско - Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Попова – для совместной блокады морской торговли Англии, которая поддерживала южан в Гражданской войне в Америке. Российская империя дружила со Штатами против Великобритании, потому что в те же годы та помогала польским инсургентам, бунтовавшим против России.

Корабли эскадры контр-адмирала А. А. Попова на рейде Сан-Франциско. Слева на право: корветы "Рында", "Богатырь", "Калевала".

Можно вспомнить, что и екатерининский режим вооруженного нейтралитета еще в 18-м веке немало поспособствовал североамериканской независимости от метрополии. 

В истории взаимоотношений России и США давно отмечена знаменательная тенденция – они ухудшались при либерализации режимов внутри каждой из стран. Либо под влиянием местных либералов – это не просто исторический факт, а просто их череда.

"В начале того года американский сенат, наивысший законодательный орган мира, собравший мудрейших и великодушнейших людей, какие когда-либо жили или будут жить, отодвинув в сторону пустяковые местные дела, касавшиеся их собственных краев, образовали из себя некий трибунал и приступили к суду над нациями Земли, допустившими жесточайшие акты деспотизма", - писал в середине 19-го века сенатор-демократ Джон Паркер Хелл, который призывал "к суду не над какой-то второстепенной державой, у которой торговля незначительна и санкции против которой обойдутся недорого, но в первую очередь над Российской империей, объявив ей приговор".

Имея в данном случае в виду действия России в Венгрии в 1848 году, демократ заявлял, что "мы выступали в качестве разгневанных судей! Нам надлежит призвать к ответу нации Земли, и они предстанут перед нами в качестве подсудимых, а мы будем выносить им приговоры" - и в своем агрессивном стремлении к справедливому миру крыл, как бык овцу, традиционных "ястребов" из Республиканской партии.

Именно американские либеральные демократы сформировали в американском общественном сознании основной устойчивый негативный стереотип в отношении России, действующий вторую сотню лет: Россия - страна, которая находится на средневековой ступени развития, где деспотичные царское, советское, путинское правительства угнетает население.

Эта "истина" о повышенной "ястребиности", хищности именно либеральных сил в Штатах – не абсолютна: американо-российские отношения активно напрягались и при Рузвельте Первом –Тедди, и при Рузвельте Втором – Франклине Делано. И при демократических Кеннеди (взять тот же "Карибский кризис"), и при республиканце Рейгане с его "империей зла". И тем не менее – этот абзац не отменяет предыдущий: либеральные традиции Штатов и автократические российские стыкуются не очень.

Истинным балансом в отношениях России и США всегда были, всё-таки, деловые соображения и – обязательно – хотя бы примерный потенциал сил. Тут и период Второй мировой, когда выросли над всем окружающим миром экономики и вооруженные силы двух стран, и период "холодной войны", в которой оба государства воевали чужими руками по всей планете, и период современный, который – при внимательном взгляде – мало отличается от предыдущего, если стороны не определятся, наконец, в своем отношении к всё более явной идеологической и уже даже военной агрессии стран, относимых ранее в Третьему миру.

Два безусловных лидера последних полутора столетий планеты отмечают сегодня очередную дату в истории своих взаимоотношений – 16 ноября 1933 года посол тогда советской, но всё равно России, нарком по иностранным делам СССР Максим Литвинов (Меер-Генох Моисеевич Ва́ллах) при посредничестве крупнейшего тогда американского олигарха Арманда Хаммера, сына еврейских выходцев из России, подписал документ о восстановлении дипломатических отношений между США и СССР – с президентом США Франклином Делано Рузвельтом, масоном 32-й степени Шотландского устава.

P.S. – Автор не является антисемитом или конспирологическим маниаком, а просто опирается на открытые и никем не оспоренные источники.