Вот уже много десятилетий в некоторых провинциях Пакистана практикуется кабальный труд. Несмотря на то, что рабство как таковое в стране запрещено, по оценкам ООН, от трех до восьми миллионов людей все еще живут в неволе.
В Пакистане рабство, в основном, существует в форме "долгового обязательства" - подневольник обязуется оказывать те или иные услуги в обмен на полученный займ. При этом долг постепенно увеличивается в размере, поскольку в процессе выплаты первичного долга то и дело возникает необходимость брать ссуды: во время ненастья или болезни рабочим ничего не платят, и они вынуждены просить кредит у работодателя. Долги покойника перекладываются на плечи живых родственников. Если раб сбегает от владельца, его объявляют в розыск; сумма денег, потраченных на поиски, будет добавлена к задолженности беглеца. Так, несколько поколений населения не могут освободиться от долгов.
Большинство тех, кто подвергается эксплуатации в невыносимых условиях, составляют представители низших каст или религиозных меньшинств. Международные правовые организации борются за права рабов, например, в рамках процесса подготовки стратегий сокращения масштабов бедности в Пакистане кабальный труд освещается как приоритетная проблема.
С апреля 2004 года в рамках Национальной программы оказания помощи жителям сельских районов активно проводятся мероприятия в семи лагерях около города Хайдарабада в провинции Синд. Туда переселились семьи, убежавшие от своих землевладельцев.
Разумеется, все обитатели являются незаконными переселенцами, а значит, в любое время их могут выселить оттуда. Семьи проживают, в основном, во временных убежищах и обладают незначительным имуществом. Не так давно там появились группы самопомощи. Они оказывают бесплатную медицинскую помощь, обучают навыкам управления деятельностью общин и ведения учета, информируют о социальных правах посредством театральных представлений, выставок и группового обсуждения, осуществляют профессиональное обучение различных навыкам и предоставляют учебные пособия.
При всем при этом лагеря не предоставляют никакой гарантии безопасности освободившимся рабам: большинство подневольников похищают и насильно возвращают к кредиторам. Поэтому обитатели убежищ проживают в страхе и с надеждой, что когда-нибудь им удастся избавиться от рабства.