Сегодня в российских СМИ появились материалы о том, что владелец популярных в России сетей общепита «Тануки» и «Ёрш» Александр Орлов объявлен в розыск по обвинению в причинении имущественного ущерба. Но попадание в базу данных федерального розыска МВД РФ далеко не первый скандал вокруг персоны Орлова и его самого известного предприятия.
«Ридус» подготовил для вас подборку самых громких историй, связанных с «Тануки» и лично Орловым, за последние годы почти 20-летней истории сети японских ресторанов.
Если вас достали дети
В середине августа 2018 года на канале видеоблогера Амирана Сардарова «Дневник хача» вышло интервью с Александром Орловым. Интервью записывалось в одном из ресторанов бизнесмена, и рядом довольно громко плакал маленький ребёнок кого-то из клиентов. Видимо, в связи с этим у Орлова накипело, и он высказал всё, что думает о детях в общественных местах, не стесняясь в выражениях.
«Как меня эти дети достали. Ненавижу, когда орут дети. Взял бы за ноги и ***. И в самолёте, бывает, летишь, тебя обкладывают просто детьми грудными. Зачем они берут их с собой?! Они орут так, что волосы дыбом встают. Я беруши в уши засовываю, не помогает. У меня тоже есть дети, но я никогда не брал их в таком раннем возрасте куда-то с собой», — заявил ресторатор.
Риторика Орлова вызвала резкую критику как со стороны комментаторов в Сети, так и со стороны средств массовой информации. К слову, в ресторанах «Тануки» нет и не было ограничений для посетителей с детьми.
«Орлов, кажется, действует по принципу „давлюсь, но ем“. Он не хочет терять деньги (средний чек на троих все равно гораздо больше, чем на пару или одинокого посетителя) и поэтому не вводит никаких ограничений в регламент своих заведений. Но при этом уже не может сдерживать эмоции», — писал по следам скандала журнал «Москвич Mag».
Даёшь бодипозитив!
Сеть «Тануки» в очередной раз осрамилась 14 февраля 2019 года, запустив рекламную кампанию, которая одновременно оскорбила защитников людей с лишним весом, больных поликистозом яичников и конкурирующую сеть пиццерий.
Эсэмэмщики «Тануки» опубликовали в соцсетях сети общепита рекламные изображения, на которых противопоставили толстушку тонкой и звонкой девице, заявив, что только обедая в «Тануки» женщина может сохранить модельные параметры. Пышкам же предлагалось посещать «Го-Го пиццу» с очень прозрачным намёком на популярные заведения «ДоДо Пицца».
Этот нехитрый рекламный трюк породил бурю народного гнева в Сети, где креативщиков компании не лягнул только ленивый за «манипуляции» клиентурой с лишними килограммами. Отдельно защитники полных россиян возмутились тем, что «Тануки» использовала фотографию видеоблогерши Уитни Тор, известной как «танцующая толстушка», без её согласия. Уитни Тор прославилась тем, что даёт танцевальные видеоуроки, несмотря на свои 120 килограммов, которые набрала из-за синдрома поликистоза яичников.
«Тануки» признала, что «перегнула палку» при разработке «провокационного контента», удалила спорную рекламу и извинилась.
«Особенно хотим подчеркнуть, что мы не знали о болезни Уитни Тор и ни в коем случае не хотели задеть людей с проблемами со здоровьем. Простите нас, пожалуйста. Мы больше так не будем».
Потому что ты чёрная женщина
В декабре того же года соцсети взорвал уже лично Александр Орлов, опубликовав фотографию, которую сделал на отдыхе в Восточной Африке. На снимке бизнесмен отдыхает в шезлонге в отеле, а чернокожая сотрудница гостиницы стоит перед ним на коленях и застегивает ему гетры. Ехидная подпись к снимку только добавила эмоций.
Эпатажный пост Орлова особенно разъярил женщин и некоторых профеминистски настроенных мужчин. В комментариях к снимку в соцсети пользователи рассказывали об отказе посещать «Тануки» из-за предыдущих выходок рекламщиков компании. При этом многие подписчики Instagram основателя и владельца «Тануки» склонны были отнестись к фото «рабовладельца-сексиста» с юмором: «Доллар-чудотворец экие пакости творит».
Орлов уже удалил спорную подпись под снимком, но не удержался от ядовитого комментария в адрес своих критиков, написав на двух языках — русском и английском: «Шутить под этой фотографией опасно со всех сторон».
Как-то по-гейски
В июне 2020 года казалось, что «Тануки» доигралась — рестораны привлекли недоброжелательное внимание депутата Госдумы Алексея Журавлёва, который нажаловался на них генеральному прокурору России.
В середине июня, когда ЛГБТ+ на западе отмечают свой «месяц гордости», руководство «Тануки» решило: «И чем мы не Европа?» — и установило для официальных групп фирмы в соцсетях новые аватары с радужным фоном, причём радуга была как раз шестицветной, принятой у приверженцев однополой любви. Журавлёв утверждал, что тем самым компания нарушила федеральный закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
«Учитывая тот факт, что доступ к вышеуказанному логотипу „Тануки“ доступен неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, прошу Вас проверить законность публикации радужного логотипа компании „Тануки“ в сети Facebook* как противоречащей законодательству Российской Федерации», — писал парламентарий.
Депутат оказался не единственным, кто был недоволен действиями «Тануки». Пользователи социальных сетей размещали в аккаунтах сети ресторанов оскорбительные комментарии про «роллы по-петушиному» и даже заявляли, что тоже жаловались в надзорное ведомство.
Александр Орлов не увидел в действиях своих ресторанов никакой гей-пропаганды, а в соцсетях фирмы — оттока подписчиков.
«Мы просто выражаем свою толерантность в целом… Мы не поддерживаем никакое сообщество — ни ЛГБТ, ни какое-либо другое. В июле будет День семьи, и мы поменяем эту аватарку», — пояснял ресторанный магнат.
Война с «Мужским государством»**
После конфликта с российским государством сеть «Тануки» поссорилась с движением «Мужское государство» Владислава Позднякова, которое вскоре после этого как раз было признано экстремистским и запрещено в РФ.
Причиной опять стала «неправильная» реклама — в ней демонстрировались чернокожие модели, причём мужского пола и вместе с белыми девушками, под лозунгом «Открой новое! Откройся новому», что и возмутило расистски настроенных поздняковцев.
В результате адепты «Мужского государства»** начали устраивать набеги на аккаунт ресторанной сети со злобными комментариями, требуя от подчинённых Орлова удалить посты и извиниться «перед русской нацией за то, что навязывали чуждые ей ценности». Обычным пользователям, которые вставали на сторону Орлова в этих перепалках, тоже доставалось. Известен случай, когда Поздняков открыто распорядился подвергнуть жёсткому кибербуллингу жительницу Ямала, отругавшую сторонников «МГ»** в комментариях у «Тануки».
«Тануки» ответила экстремистам симметрично — обозвала своих обидчиков «Недомужским недогосударством» и призвала заблокировать их паблик.
«Данное сообщение (материал) создано и распространено компанией, которой наплевать на призывы удалять контент и угрозы в свой адрес. А еще эта компания призывает вас отметить под этим постом Павла Дурова и Роскомнадзор и спросить, когда уже этот средневековый канал в „Телеграме“ заблокируют».
Многие связывают дерзкий ответ «Тануки» приверженцам «МГ»** с инцидентом 30 августа 2021 года, когда в ФСБ поступил звонок о том, что все рестораны «Тануки» в Москве заминированы.
Для справки: Александр Орлов занялся ресторанным бизнесом в 1998 году, открыв своё первое заведение «Старый Токио». Сеть японских ресторанов «Тануки» он основал в 2004 году, и сейчас в неё входят около 70 ресторанов. В 2022 году Орлов продал свои доли в компаниях «Тануки», «Тануки — Краснодар» и «Тануки — Нижний Новгород» и покинул страну.
__________________
* Соцсеть Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.
** Организация «Мужское государство» признана экстремистской и запрещена в РФ.