Байкал огромен. Чтобы его обойти или объехать, надо преодолеть две тысячи километров.
Наше знакомство с озером-морем отнюдь началось не с того, что подъехали к берегу, выскочили из машины и дружно сказали: «Здравствуй, Байкал!»
Нет, мы ехали в Иркутск, и неожиданно с трассы открылся небольшой, далёкий кусочек озера. Так мы мчались вдоль Байкала более двухсот километров.
Большую часть времени озеро-море было закрыто лесом, но порою открывались с высоты горного хребта захватывающие дух виды на бескрайние водные просторы.
Синие горы Байкала
На второй день повторили этот путь в обратном направлении и остановились на южном берегу озера, в городке Байкальске. Население 12,5 тысяч человек. Он был основан в 1961 году как посёлок строителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). В 2013 году это предприятие по решению суда полностью прекратило свою деятельность.
Местное население с большой тоской вспоминает о прежних советских временах, пенсии в 45 лет для женщин и в 50 для мужчин (вредное производство), о хорошей зарплате, развитой социалке.
На Байкале
Город в заметном упадке. Живут за счёт не очень развитого туризма, горных лыж (есть гора с подъёмником) и клубники. Эти места славятся невероятными урожаями. На въезде в город стоит памятник клубнике, такой же и на берегу Байкала, урны и те в форме этой ягоды.
Поселились в небольшой гостинице. У меня номер в нежно-розовых тонах, со стеной из стекла в сторону озера-моря.
Поели в номере рыбки с рынка у Байкала.
Потом пошли на берег по типично черноморской зелёной аллее — просто удивительно…
Погуляли, пофотографировались.
Ужинали в местном ресторане — принимали как дорогих гостей. Может быть потому, что одни были в зале. Свежий малосольный омуль и сложно-фаршированный палтус произвели сильное впечатление.
И зародилась мысль — встать в 4 — 5 утра, и одному, никого не предупреждая, пойти к «священному морю» встречать зарю.
В четыре утра меня как кто-то в попу шилом кольнул. Подскочил, сна ни в одном глазу. Включил свет, забегал по номеру, разволновался. Отодвинул штору — тьма кромешная.
Налил из кулера в коридоре вкусной горячей байкальской водички, заварил чай из пакетика, поел чуть-чуть печенья.
Переживаю, не закрыла ли горничная входную дверь на ночь на ключ. Нет, только защёлка.
Тихонько открыл дверь и вышел на улицу.
Прохладно, сыровато, темно. Пошёл по городу и заблудился. А вокруг ни души.
Бродил, бродил, наконец вижу, мужик греет машину.
— Скажите, пожалуйста, а где Байкал? — подошел к нему с этим словами, мужик дико посмотрел на меня и показал направление… Наконец я на верном пути, узнал черноморскую аллейку.
Вышел на берег в 5−30.
Ну, что скажешь…
Простор, красота, величие, шум морской волны. Уже золотятся облака перед восходом солнца.
Байкал 5−30 утра
Время дорого. Стал фотографировать, снимать видео. Говорю разные возвышенные, нежные, красивые слова. Разволновался, голос дрогнул, растравил себя и … разрыдался от такой красоты и божественного величия.
Рыдал минут 10−15. Хорошо, что один. Какой дурак в такое время припрётся на берег.
Постепенно успокоился, вытер слёзы. Задышал глубоко и стал сновать по берегу туда-сюда, время от времени фотографируя и снимая.
Восход солнца на Байкале
Около семи часов закатал джинсы по колено и решил умыться. Водичка +12. Только сел на лавочку, снял носок — гудок автомобиля. Это подъехал наш водитель Володя.
Смеётся:
— Я вовремя!
Вот кто сделает нужный мне снимок ритуального омовения на Байкале!
Водичка на Байкале +12
На Байкале
Короче говоря, выехали мы часов в 11 из Байкальска. По дороге купили на трассе роскошной, свежайшей байкальской рыбки и что самое удивительное — замечательных фруктов и овощей. В тех местах какой-то особый микроклимат. Около садовых товариществ, на трассе, целый рынок. Купил ведёрко хороших абрикосов, вкуснейших яблок, бордовых помидор сорта «Бычье сердце». Вот тебе и Сибирь!