Военное дело Экономика

Как безопасность США попала в зависимость от… Южной Кореи

0 1920

Военные действия на Украине выявили одну из главных уязвимостей стран Запада — отсутствие возможности масштабирования простых военных материалов вроде артиллерийских снарядов. Уверовав в то, что современная война будет вестись высокотехнологичными новыми средствами, а не с помощью старой доброй ствольной артиллерии, Соединённые Штаты и страны Европы сократили до минимума мощности по производству боеприпасов.

С началом боевых действий на Украине стало понятно, что западный мир производит артиллерийских снарядов меньше, чем какая-нибудь Северная Корея. О масштабах производства времён Второй мировой войны говорить вообще не приходится.

Осознание данного факта заставило западные страны предпринимать меры срочного характера, однако это оказалось совсем не просто.

Проблемы взялись откуда не ждали

США устремились к расширению производства боеприпасов в весьма сложной и противоречивой обстановке. Цель понятна — это внутренняя, устойчивая и масштабируемая цепочка поставок, способная расширяться по мере роста спроса. Однако достижение такой цели потребовало от США не только модернизации существующих государственных объектов ВПК, но и дополнительных подходов.

Проблема коренится в упадке американской химической отрасли — основы производства топлива и взрывчатых веществ. Десятилетия недоинвестирования привели к истощению данного сектора. Лишь немногие предприятия с трудом справляются с темпами нового роста.

Дело в том, что запасы боеприпасов — это не только их непосредственное количество, но и способность экономики поддерживать производство в условиях высокой нагрузки. Современная производственная база никогда не рассчитывалась на потребности, с которыми мир сталкивается сегодня. Её дефицит становится всё более очевидным.

Структура американских государственных предприятий, управляемых подрядчиками (GOCO), представляет собой стратегически слабый фактор. Модель GOCO разрабатывалась без учёта глобальной конкурентоспособности. Поскольку такие предприятия практически полностью связаны с государственными контрактами, им не хватает гибкости для реализации экспортных возможностей.

Глобальные последствия

155-миллиметровые артиллерийские снаряды. © U.S. Department of Defense

Данное ограничение имеет реальные последствия. Несмотря на растущий мировой спрос на 155-миллиметровые артиллерийские снаряды, объёмы поставок американской военной продукции за рубеж остаются незначительными по сравнению с объёмами поставок союзных производителей. Сегодня всего две американские компании отвечают за снаряжение, сборку и упаковку (LAP) 155-миллиметровых артиллерийских снарядов. Зависимость от иностранных поставщиков критически важных ресурсов обнажает сохраняющиеся уязвимости.

В сложившейся ситуации одним из потенциальных направлений является развитие предприятий, находящихся в коммерческой собственности и управляемых коммерческими организациями (COCO), построенных на основе вертикально интегрированных цепочек поставок. Объединяя под одной крышей сырьевые, энергетические и LAP-системы, такие предприятия способны дополнить существующие государственные мощности, сократить сроки, снизить зависимость и создать реальный потенциал для роста. В отличие от заводов GOCO, предприятия COCO заинтересованы не только в закупках для американской армии, но и в более широких возможностях западного (и не только) оборонного рынка.

По мнению западных экспертов, объекты COCO не являются заменой государственных арсеналов. Но они могли бы обеспечить устойчивость и гибкость, которых не хватает нынешней системе. Вертикальная интеграция снижает уязвимость, сводя к минимуму передачу ответственности и зависимость от внешних факторов.

Спасение в Азии?

Флаг Южной Кореи. © flickr.com / Jeremy Thompson

И здесь ориентиром для США становится маленькая страна на другом континенте. Находясь под постоянным давлением со стороны северного оппонента, Южная Корея вложила значительные средства в создание производства боеприпасов полного цикла, способного быстро масштабироваться в военное время. К 2024 году Южная Корея достигла годовой мощности производства около 250 тысяч 155-миллиметровых артиллерийских снарядов, что является самым высоким показателем в мире. Данное обстоятельство отражает десятилетия постоянных инвестиций в компенсацию геополитических рисков, обеспечивающую технологический прогресс и производственную готовность порохов, взрывчатых веществ и боеприпасов.

Будучи ведущим южнокорейским производителем оборонной продукции, крупнейший конгломерат (чеболь) Hanwha управляет одной из немногих в мире полностью интегрированных систем производства боеприпасов, контролируя каждый этап: от подачи основных химических веществ до смешивания топлива, снаряжения боеприпасов и окончательной обработки (LAP). Такая вертикальная интеграция обеспечивает более строгий контроль качества и высокую производительность, что неоднократно подтверждалось эксплуатационными требованиями.

Сила Hanwha заключается не только в интеграции, но и в масштабируемости. В Южной Корее Hanwha неизменно демонстрирует способность быстро наращивать производство, соблюдая строгие стандарты качества и безопасности. Внедрение данного опыта в США означало бы строительство предприятий, изначально спроектированных с учётом требований к устойчивости, обеспечивающих быструю мобилизацию ресурсов и интеграцию производства в американское сообщество.