Конец 2019-го и последующий 2020-й стали самыми удачными в плане реализации склада компаний, специализирующихся на продажах беспилотных авиационных систем.
Специалисты обеих дружественных РФ стран неистово изучали навыки управления дронами. Иногда в соседних кабинетах учебного центра. По-детски, часто с плясками, радовались успешной сдаче экзамена и окончанию курсов пилотирования. Определить, что перед тобой именно военные, по характерным вопросам и модуляции задач не составляло труда. Было совершенно понятно — в ближайшее время оживёт какой-то «вулкан». И, к сожалению, это случилось…
Беглый анализ тактики применения азербайджанской стороной беспилотников в Карабахе, основанный на имеющихся в открытом доступе фото и видео материалах, опубликованных сторонами конфликта и профессиональными Российскими журналистами, — такими, как Семён Пегов, Юрий Котенок, Александр Рогаткин, показывает — началась эра войн нового поколения, основанных на ведении боевых действий с помощью малоразмерных, относительно недорогих ударных и разведывательно-ударных дронов.
Вооруженным силам Азербайджана удалось объединить, интегрировать беспилотные воздушные суда в общую систему боевого применения, их действия заставили многих по-новому оценить их возможности.
Суть современных тактических действий
В район «выполнения задачи» одновременно с нескольких мест расположения расчетов направляются малоразмерные ударные беспилотники. По прибытию, беспилотные воздушные суда (БВС) встают на боевое дежурство (кружат) в определенных, заранее указанных наземными силами квадратах. В районы дежурства они могут следовать под управлением программного обеспечения, в этом режиме БВС не излучают сигнал в наземную станцию управления (НСУ) и практически невидимы для средств ПВО.
Затем противник имитирует атаку, заставляя активизировать работу средств ПВО и РЭБ (в Карабахе для этого использовались самолеты АН-2, переделанные в беспилотники). Далее по выявленным средствам одновременно наносится удар несколькими барражирующими боеприпасами. Внешний пилот или оператор обращается к ним только в момент постановки задачи, посылая короткий сигнал с целеуказанием от НСУ. При ударе барражирующим боеприпасом требуется дополнительная внешняя видеофиксация, так как сам беспилотник уничтожается вместе с целью. Задача выполняется группой БВС в том числе и для этого.
Ниже — один из примеров нанесения удара — фрагмент официального видео уничтожения ВС Азербайджана техники в Карабахе, размещенное на сайте Министерства обороны Азербайджана.
Красным отмечен объект, летящий с довольно низкой для реактивного боеприпаса скоростью, по баллистической траектории или если угодно пикирующий на цель. На видео реактивный след отсутствует. Вывод напрашивается сам за себя.
Место выбывших из строя дронов тут же занимают другие, продолжая патрулирование района. После того как средства ПВО подавлены, разведывательные БВС могут создавать первичные трехмерные карты районов. Программно сравнивая их с последующими полученными с беспилотников данными, военные специалисты выявляют дальнейшие цели.
Аналогия
Видимо, похожий сценарий на днях был разыгран и в Донбасcе. Скорее всего, ВСУ, направив в район готовящегося боестолкновения беспилотники, спровоцировали силы защитников на ответные действия. После чего нанесли удар по выявленным огневым точкам.
Так, согласно информации СМИ «Коммерсант», «Роман Доник опубликовал на своей странице в Facebook короткое видео. На экране, который, судя по всему, используется для управления беспилотником, видно, как по гаубице, расположенной где-то в поле, наносят удар. После взрыва артиллеристы просто разбежались, видимо, не получив серьезных травм».
Представленное видео плохого качества и, конечно, требует детального рассмотрения специалистами. По характеру нанесения удара можно предположить, что, как и на кадрах выше, беспилотников было несколько.
Как видим, имеющие относительно низкую стоимость малоразмерные, ударные и разведывательно-ударные беспилотные воздушные суда эффективно применяются для нанесения ударов, преодоления средств ПВО, для постановки ложных целей, мониторинга обстановки и корректировки действий наземных сил во многих современных локальных конфликтах, где столкновения сторон происходят в рамках неочевидного, скрытого противоборства сверхдержав, вынужденных по ряду причин избегать между собой прямого вооружённого противостояния, как указано в определении в Википедии — «как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон».
Пока знаменосец — байрактар, увеличивая капитализацию компании и обрастая мифическими способностями, отвлекает на себя восторженные эпитеты СМИ, главную боевую работу, как и подобает в войне, делают небольшие, неприметные дроны, не требующие для своего производства строительства колоссальных военных заводов.