История

Как ЦРУ разрушило Советский Союз

0 3215

Крушение СССР до сих пор является предметом исследования и дискуссий историков, экономистов и политиков всех мастей. Одни винят в этом гонку вооружений между Советским Союзом и США, другие – обвалившиеся цены на нефть, а третьи считают развал «империи зла» делом рук ЦРУ. Как ни странно, каждая из этих точек зрения не лишена оснований.

Дети кукурузы

Непоследовательные антисталинские реформы, накопившиеся экономические проблемы и противоречия в номенклатурной среде в октябре 1964 года окончательно стряхнули с трона СССР Никиту Хрущева, которого сместили «по старости» с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя совета министров. Так называемая хрущевская оттепель – освобождение политзаключенных, смягчение цензуры, строительство жилья, попытки ликвидировать дефицит промтоваров – закончилась. Первым лицом страны вместо любителя кукурузы (ею при Хрущеве засевали колоссальные площади) стал любитель горячих товарищеских поцелуев – Леонид Брежнев.

на фото Никита Хрущёв и Иосиф Сталин

© commons.wikimedia.org

Свое правление по сложившейся партийной традиции он начал с критики состояния сельского хозяйства в стране. Инициированные Хрущевым освоение целины и налоговые льготы для крестьян к концу 1950-х дали положительные результаты, прежде всего, значительный рост производства зерна и мяса. Но в колхозах по-прежнему платили мало, лишая стимулов добросовестно трудиться и провоцируя зарабатывать на хлеб с маслом на стороне. А бурный рост городов не позволял искоренить дефицит продуктов.

Кроме того, соратникам Брежнева пришлось приложить изрядные дипломатические усилия для разрядки международной обстановки. На время правления Хрущева пришелся пик активной фазы холодной войны. Осенью 1962 года конфронтация между Америкой и СССР привела к Карибскому кризису, поставившему мир на грань глобальной ядерной катастрофы (обе стороны готовы были пустить в дело ядерное оружие).

Названная золотой восьмая пятилетка – 1966-1970 годы  –  для СССР стала самой удачной за все время после окончания Второй мировой войны. Валовой продукт вырос на 13%, выпуск сельхозпродукции – на 20%, объем производства в промышленности – на 50%, а производительность труда на заводах прибавляла по 7% ежегодно. В 1966-м впервые за многие годы СССР смог вырастить достаточно хлеба, чтобы отказаться от массовых закупок за рубежом. За пять лет было построено почти две тысячи новых предприятий, включая первую очередь Волжского автозавода в Тольятти, с которого в 1970-м сошли первые серийные «Жигули».

на фото Алексей Косыгин

© Фото Виктора Кошевого и Алексея Стужина /Фотохроника ТАСС/

Нефтяной рай

Бурный рост советской экономики в этот период был связан с  реформами под руководством главы Совета министров СССР Алексея Косыгина. Разговоры о необходимости внедрять экономические методы управления велись еще в хрущевские времена, но только при  Косыгине их попытались воплотить в жизнь. Суть реформ сводилась к внедрению элементов рыночных отношений, функции советов народных хозяйств передали вновь созданным министерствами, предприятиям разрешили формировать фонды материального стимулирования и переводили на самоокупаемость (хозрасчет).

На Щекинском химкомбинате в Тульской области в 1960-1970-е провели эксперимент: позволили сократить численность рабочих, распределив фонд зарплаты среди оставшихся. Это привело к троекратному росту объемов выпуска продукции, а производительность труда выросла вчетверо. Однако реформа (давшая безусловно, положительный эффект) мало-помалу сошла на нет. Красные директора и управленцы не хотели напрягаться и заставлять людей лучше работать, оптимизировать производство, внедрять ноу-хау – это приводило к перестройке производства, сбоям в работе и лишним хлопотам. А кому это надо? Зарплата росла быстрее, чем объемы выпуска, появилась возможность назначать себе и своим «любимчикам» премии, а давать государству повод увеличивать план никто не хотел.

Кроме того, гонка вооружений с США заставляла советское государство стимулировать производство оружия, из-за чего цены на продукцию ВПК и приборостроения были завышены - в оборонку вливались колоссальные деньги. При этом заводы легкой промышленности едва сводили концы с концами, а колхозы оставались неэффективными и сплошь убыточными.  В результате советские предприятия были заинтересованы годами выпускать одинаковую продукцию и как можно дороже продавать ее государству. Да и номенклатурные работники не хотели перемен.

В результате к началу 1970-х косыгинские реформы завязли в твердолобости, лени и консерватизме партаппарата и управленцев разных уровней. Советские руководители решили вернуться к жесткому планированию. Тем более что «лежащим на печи» лидерам СССР снова подфартило: в начале 1970-х случился так называемый нефтяной бум – небывалый рост цен на черное золото. Советский Союз к тому времени уже начал осваивать нефтегазовые богатства Сибири

Так называемая война Судного дня в Израиле (четвертая арабо-израильская война) в 1973 году и введенное после нее арабскими странами эмбарго на поставки нефти на Запад, вооруженное противостояние Ирака и Ирана в конце 1970-х и ряд других событий привели к взлету нефтяных цен. За десять лет – с 1970 по 1980 год – они выросли с 1,8 почти до 37 долларов за баррель, то есть в двадцать раз. Хлынувший в Советский Союз поток нефтедолларов охладил пыл реформаторов-экономистов и позволил советским руководителям почивать на лаврах. До поры до времени.

на фото Джеральд Форд

© commons.wikimedia.org

По наводке ЦРУ

Бурное развитие СССР в начале 1970-х лишило сна политиков и военных в Вашингтоне. В 1975 году американский президент Джеральд Форд получил доклад Центрального разведывательного управления (ЦРУ), в котором утверждалось, что подпитываемая деньгами от продажи нефти и газа советская экономика через 15 лет может заткнуть за пояс американскую. Такая перспектива на фоне продолжающейся холодной войны, очевидно, не радовала заокеанских противников Москвы. В конце 1970-х – начале 1980-х эксперты ЦРУ вместе с членами Совета национальной безопасности разработали стратегию борьбы с советской Россией, которая вскоре начала воплощаться в жизнь. Ее главным идеологом был шеф ЦРУ Уильям Кейси, возглавлявший управление в 1981-1987 годах.  Американский исследователь Петер Швейцер называет Кейси наряду с другими советниками президента США одним из основных виновников развала СССР. В начале 1980-х сороковой президент Соединенных Штатов Рональд Рейган с подачи ЦРУ подписал несколько директив, закреплявших принципы тайной войны против советов. 

Зловещие настроения американских спецслужб нашли благодатную почву: Рейган полностью разделял утверждение о том, что главным идеологическим и политическим противником Америки является СССР. Российский историк Анатолий Уткин в своей книге «Мировая холодная война» отмечает, что утрированная враждебность к СССР упростила стратегическое видение Вашингтона в годы пребывания Рейгана в Белом доме. Критерием дружественности той или иной страны по отношению к США стала не степень приближенности ее строя к идеалам западной демократии, а уровень антисоветизма ее политики. «Советский Союз стоит за всеми происходящими беспорядками. Если бы не он, в мире не было бы конфликтов», – утверждал Рейган. Целью внешней политики США во время правления Рейгана провозглашалось если не разрушение (что в то время было просто немыслимо), то максимальное ослабление СССР. Подрывная деятельность американских спецслужб, а также разведчиков и дипломатов сосредоточилась на нескольких направлениях.

Американцы начали активно поддерживать, в том числе материально, антикоммунистические движения и организации в Восточной Европе. В частности, активно помогали деньгами и техникой польской «Солидарности». Кроме того, США оказывали военную и финансовую помощь афганским моджахедам в ходе войны в Афганистане, в которую СССР ввязался в 1979 году. За десять лет Москва потратила на ведение боевых действий и поддержку местного режима около 40 миллиардов долларов, еще более высокую цену заплатили военнослужащие – 15 тысяч убитыми и 50 тысяч ранеными.

В январе 1982 года Соединенные Штаты инициировали встречу Координационного комитета по экспортному контролю (КОКОН) – международной организации, объединяющей представителей 17 стран, включая США, Великобританию, Японию, Францию, Италию, Турцию. КОКОН был создан для контроля за экспортом в СССР и другие социалистические страны с целью блокирования поставок новейших технологий. На конференции комитета американцы предложили ввести ограничения против СССР: запрет на поставки новейших компьютеров, электронного оборудования, технологий металлургических процессов и прочее. Западным компаниям заблокировали строительство промышленных предприятий на территории Советского Союза и дружественных государств. Кроме того, с КОКОН должны были согласовываться все контракты со странами соцлагеря стоимостью более 100 миллионов долларов. Де-факто это давало Вашингтону право блокировать всю торговлю технологиями между западными странами и Москвой. А новейшие технологии были очень нужны СССР, особенно в области добычи и транспортировки углеводородов, в частности, для реализации проекта по созданию газопровода в Европу «Уренгой-6».

Для борьбы с СССР Пентагон и ЦРУ также широко применяли дезинформацию технического характера. Как утверждает в своих книгах Швейцер, эти фальшивки заставляли советских инженеров принимать неверные технологические решения, приводившие к ошибкам и миллионным убыткам, а иногда к серьезным авариям. Вредную информацию, касающуюся разработки новейших компьютеров, технологий бурения для добычи нефти, устройства сложных машин, «сливали» советским агентам через подконтрольные ЦРУ заграничные предприятия. Поскольку частично схемы и чертежи были подлинными, а ошибки в расчеты внедрялись намеренно, распознать подделку было почти невозможно.

Саудовская Аравия. На снимке: нефтяная вышка.

© ИТАР-ТАСС/Архив

Роковой баррель

Но главным и наиболее сокрушительным оружием США (помимо скрытой и явной антисоветской пропаганды) стало манипулирование мировыми ценами на энергоносители. Летом 1985 года американской администрации удалось договориться с Саудовской Аравией об увеличении добычи нефти и наращивании экспорта. По некоторым данным, переговоры с саудовскими шейхами вел лично Уильям Кейси, обещая в обмен поставки оружия. О том, что экспорт новейших вооружений в Саудовскую Аравию осуществлялся в обмен на рост нефтяного экспорта, признавал позднее бывший министр обороны США Каспар Уайнбергер.

Увеличение предложения на мировом рынке нефти отразилось на цене черного золота, которое начало стремительно дешеветь, за нефтью пустились в пике цены на газ. Последний сокрушительный удар по нефтяному благополучию СССР был нанесен в декабре 1985 года на женевской встрече министров стран ОПЕК, где было принято решение отказаться от принципа квотирования экспорта и системы согласованных цен. В результате в конце 1985 – начале 1986 года цена барреля рухнула с 30 до менее 12 долларов. Нефтяное благополучие, которое обеспечивало безбедное существование во время правления Брежнева, оказалось для советской экономики ахиллесовой пятой, которую и поразили американцы.