Дефляция в Китае глубже, чем показывают официальные данные. К таким выводам пришли аналитики Bloomberg после масштабного анализа ситуации. Специалисты агентства использовали данные почти по 70 товарам и услугам повседневного спроса из различных источников. Эксперты обнаружили, что цены упали сильнее, чем показывает общий индекс потребительских цен. В особенности это касается товаров, покупаемых обычными потребителями.
Обычных потребителей снижение цен вовсе не радует, поскольку у этой медали есть неприглядная обратная сторона в виде падения выручки компаний и сокращения зарплат. В пример агентство приводит 24-летнюю Ян Чжифэн, которая является одновременно жертвой и виновницей этого порочного круга.
Два года назад Ян окончила колледж, после чего меняла одну низкооплачиваемую работу на другую. В начале 2025 года, когда перспективы трудоустройства стали совсем шаткими, она открыла киоск с коктейлями. Но была вынуждена закрыть его спустя всего три месяца. Скидки на платформах доставки еды и напитки за несколько центов опустошили её.
Она думала вернуться на работу на фабрике, где трудилась пять лет назад примерно за 980 долларов в месяц. Однако теперь обнаружила, что там платят всего 630 долларов. Из-за нехватки денег Ян тратит 1,40 доллара или меньше на еду, которую покупает на тех же платформах доставки, которые вынудили её выбыть из конкуренции.
«Стала тем типом потребителя, который разрушает компании вроде моей», — сказала Ян.
Никто не остался в стороне
Дефляция сигнализирует о перекосе экономики, где предложение превышает спрос. По мере снижения потребления предприятия тратят меньше, экономическая активность замедляется, долговая нагрузка растёт, что приводит к усилению дефляции. Нисходящая петля, известная в экономике как дефляционная спираль, подпитывает сама себя.
Такая тенденция имеет глобальные последствия. Дешёвый китайский экспорт может привести к снижению цен за рубежом, обострить отношения с торговыми партнёрами и создать цепную реакцию для транснациональных компаний. Мировые институты бьют тревогу. Международный валютный фонд прогнозирует, что потребительская инфляция в Китае в 2025 году в среднем составит нулевую отметку — это второй самый низкий показатель среди почти двухсот отслеживаемых экономик. Банк Кореи в июле предупредил, что Китай может экспортировать дефляцию торговым партнёрам.
Проблема может быть даже серьёзнее, чем думают эксперты. Официальный показатель ИПЦ Китая, который предоставляет ограниченную детализацию по отдельным товарам и формируется по сложной и непрозрачной методологии, колеблется около нуля с начала 2023 года, периодически демонстрируя незначительный рост.
Bloomberg проанализировал цены на десятки товаров в 36 крупных городах, официальные и частные данные по всему Китаю, чтобы понять, насколько подешевели товары на местах. Аналитики агентства рассматривали товары в таких категориях, как продукты питания, потребительские товары и услуги, стоимость жилья и изменение цен на отдельные марки автомобилей.
Анализ показал, что цены явно снижаются. Из 67 отслеживаемых Bloomberg товаров цены на 51 единицу упали за последние два года.
Экономисты утверждают, что официальные показатели инфляции могут лишь отчасти отражать реальную ситуацию. Многие ключевые ряды данных в последние годы незаметно исчезли, а Национальное бюро статистики никогда не предлагало такой детализации, которая более распространена в США, где отслеживается даже стоимость комнатных растений и кормов для домашних животных. Устаревшая методология расчёта изменений арендной платы в ИПЦ могла привела к его завышению в последние несколько лет.
Более широкий показатель, включающий в себя секторы добывающей промышленности, известный как дефлятор ВВП, стабильно снижается десять кварталов. Это свидетельствует, что дефляция в промышленном секторе укоренилась гораздо сильнее. Цены на поликремний (сырьё для солнечных панелей) сейчас составляют менее одной пятой от пикового значения в 2022 году. Широко используемая в строительстве стальная арматура подешевела в мае до восьмилетнего минимума.
Падение цен сказывается на результатах компаний. Недавние отчёты показывают рост убытков и снижение маржи. При этом многие компании ссылаются на слабый спрос и ценовые войны. Анализ Bloomberg, проведённый примерно в 6000 китайских компаний, акции которых торгуются на бирже, указывает на широкомасштабную напряжённость.
Более 25% зарегистрированных китайских компаний сообщили об убытках в первой половине 2025 года. Это самый высокий показатель как минимум за четверть века. Некоторые организации публично указывали на ценовые войны и ослабление спроса как основные препятствия. Данная тенденция затронула все секторы: промышленность, недвижимость, энергетику, потребительские товары. Практически никто не остался в стороне.
Политический расчёт
Пекин демонстрирует понимание опасности. В июле власти во главе с председателем Си Цзиньпином ужесточили меры против чрезмерной конкуренции и ценовых войн. Такой шаг на короткое время вселил оптимизм в участников финансового рынка, что привело к росту цен на сырьё. Однако, учитывая упадок потребителей и сохраняющийся спад на рынке недвижимости, экономисты сомневаются, что меры правительства сдвинут ситуацию.
«Проблема дефляции носит системный характер. Не ожидаем, что это краткосрочная аномалия данных или что-то, что можно легко циклически разрешить или просто исправить с помощью определённых мер стимулирования», — заявил Логан Райт, партнёр и директор по исследованиям рынков Китая в Rhodium Group, исследовательской компании, проводившей альтернативные оценки роста ВВП Китая.
В основе реакции Пекина лежит явный политический расчёт. Правительство Китая исторически опасалось разгона инфляции или просто раздачи наличных домохозяйствам, как делают некоторые другие страны. В то же время партия стремится сохранить темпы развития технологического сектора и других стратегических отраслей. Результатом стали взвешенные интервенции вместо резкой рефляции. При этом власти не желают сбавлять обороты в таких сферах, как искусственный интеллект, полупроводники и зелёная энергетика.
Сокращение бюджета не ограничивается только зарплатами и спросом. Яркий пример — Эрика Чен. Сорокалетняя женщина зарабатывала более 333 тысяч долларов в год после уплаты налогов в крупной интернет-компании в Пекине. Её муж получал достойную зарплату в международной технологической компании. Второй дом приносил доход от аренды, пока их семилетний сын учился в международной школе. Три няни занимались домашними хлопотами: одна готовила, другая убиралась, третья сидела с ребёнком. Их общая зарплата превышала 49 тысяч долларов в год.
Затем последовали сокращения. Вся команда Эрики была уволена, поскольку её компания пыталась остановить кризис ценовых войн и падения потребительского спроса. Муж тоже потерял работу. Семейный бюджет внезапно стал невыгодным. Няни были уволены, от частной школы семья отказалась. Ей пришлось самостоятельно готовить и убирать.
Эрика предполагала, что новая работа появится быстро, но даже спустя несколько месяцев этого не произошло. Попытка наладить собственный бизнес в виде онлайн-консультаций провалилась. То, что начиналось как временная мера, превратилось в медленный анализ её прежней жизни — карьеры, которая когда-то поглощала всё её время, но, по крайней мере, окупала иллюзию стабильности.
«Говорят, что шопинг сейчас дешевле — от ресторанов до средств по уходу за кожей. Возможно, это правда, но это уже не моё дело. Нужно сократить все ненужные расходы», — пояснила Эрика.
Зарплаты и прибыль падают, сбережения растут
Результаты деятельности компаний по всему рынку демонстрируют одни и те же проблемы. Доля фирм-зомби (чья прибыль не может покрыть процентные платежи по долгам) выросла с 19 до 34% за последние пять лет. Капитальные расходы и расходы на НИОКР сократились у большинства компаний впервые за десятилетие. И более трети компаний во всех отраслях сократили рабочие места в 2024 году.
Транснациональные корпорации оказались втянуты в общий спад. Продажи Apple в Большом Китае снижались в большинстве кварталов с конца 2022 года. Starbucks сообщила о снижении продаж в прошлом году. Volkswagen и Honda в 2024 году продали более чем на 30% меньше автомобилей, чем до пандемии коронавируса. О резком падении продаж в Китае сообщили косметические компании L’Oréal и Shiseido, материнская компания Fast Retailing гиганта по производству одежды Uniqlo, дома моды класса люкс. Например, Kering SA, которой принадлежит Gucci.
В 2024 году зарплаты в частных компаниях, где занято более 80% городской рабочей силы Китая, росли самыми медленными темпами за всю историю наблюдений. В таких отраслях, как обрабатывающая промышленность и IT, заработная плата в частных компаниях впервые за всю историю официально снизилась.
Частное исследование заработных плат, которое проводилось до его прекращения в прошлом году, показало, что средняя зарплата в 38 городах снизилась на 5% с 2022 по 2024 год. Даже в таких востребованных секторах новой экономики Китая, как искусственный интеллект и новая энергетика, начальные зарплаты снизились на 7% по сравнению с пиковым значением 2022 года.
Тем временем домохозяйства увеличили сбережения до уровня, эквивалентного примерно 110% от валового внутреннего продукта Китая в 2024 году. Это является самым высоким показателем за всю историю. Данное обстоятельство свидетельствует, что потребители ожидают снижения цен в будущем и усиления экономической неопределённости.
Ещё один живой пример — Го Фан, 38-летняя бывшая сотрудница IT-отдела из Шанхая. Не так давно она с мужем зарабатывала более 281 тысячи долларов в год. Супруги тратили финансы без ограничений на дизайнерскую обувь и пятизвёздочные отели, редко задумываясь о деньгах. Но после того, как в 2020 году она ушла с работы для рождения ребёнка, система социальной защиты оказалась разрушена. Го хочет вернуться к прежней работе, но обещавшие когда-то принять её обратно коллеги теперь уволены. Её муж, инженер в автомобильной промышленности, опасается сокращения зарплат, поскольку ценовые войны опустошают его компанию.
«В этом году мы отменили некоторые семейные поездки, потому что муж стал больше беспокоиться о своей работе. Бронируя отели, я думаю, не стоит ли выбрать более дешёвый вариант. Впервые за много лет я задумалась, что лучше сократить расходы», — сказала Го.
Осталось мало времени
Нет никаких оснований полагать, что ситуация в Китае изменится. Несмотря на небольшой сезонный рост праздничных расходов, сохраняющаяся слабость в промышленном и потребительском секторах указывает, что цены в Китае в 2025 году как минимум третий год подряд будут находиться на пути к дефляции. И это важно. Чем дольше цены будут падать, тем выше риск замедления роста второй по величине экономики мира на годы, а то и десятилетия.
Длительная дефляция будет практически беспрецедентным явлением для крупной экономики со времён Второй мировой войны, за исключением Японии, которая только в 2025 году вышла из болезненной борьбы с более чем десятилетней слабостью цен и дефляцией. Китаю станет сложнее устойчиво подняться до статуса страны с высоким доходом или превзойти США по размеру экономики. Многолетний рост доходов и цен на недвижимость подпитывал мечты о социальной мобильности. Но теперь дефляция незаметно подрывает уверенность некогда амбициозного среднего класса Китая.
Экономисты утверждают, что инфляцию всегда сложно точно измерить в любой стране, но особенно в Китае, учитывая его огромные региональные различия. С другой стороны, цены на услуги в Китае в последние годы держались лучше, чем на товары. Кроме того, падение цен в некоторых секторах отражает развитие технологий, благодаря которому производство некоторых продуктов стало дешевле.
У Пекина есть возможность применить монетарные и фискальные стимулы для поддержки экономики, стабилизировать рынок недвижимости для восстановления доверия потребителей. Так считает экономист Института развивающихся экономик Банка Финляндии Эева Керола, специализирующаяся на китайской экономике. Однако политические интервенции сопряжены с рисками и непредвиденными последствиями ошибок, подобных тому, что случилось с китайскими застройщиками в 2020 году, добавила экономист.
По мнению профессора экономики в CEIBS Чжу, у Китая осталось мало времени, чтобы выбраться из дефляционной спирали. Правительство должно вложить около полутриллиона долларов в стимулирование потребления посредством неограниченного выпуска ваучеров для домохозяйств, чтобы подстегнуть расходы. В противном случае экономика Китая окажется в опасной ситуации.
«Исторически дефляция случается крайне редко. Если цены снижаются в течение трёх лет, а инфляция не возвращается, то люди начинают верить, что она не вернётся никогда. И вот тогда Китай становится Японией», — резюмировал профессор Чжу.