Общественная вещательная система, PBS (Public Broadcasting System) - возникла как альтернатива коммерческим сетям с их ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы.
Общественно-правовое вещание — способ организации теле- или радиовещания, основанный на особой форме собственности. Общественно-правовая теле- или радиокомпания не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в «общественной» собственности.
Это означает то, что управление ей осуществляет совет, формируемый из уважаемых общественных деятелей (обычно представители крупных партий, общественных объединений, церкви, профсоюзов и т. д.), что позволяет производить более сбалансированную и непредвзятую программную политику.
Такая телекомпания в США существует исключительно за счет пожертвовании от частных лиц, коммерческих компаний, а также на федеральные и местные гранты. Например, в 2010 г. на нужды общественного вещания в стране только конгрессом было выделено около $300 млн.
Кроме федерального финансирования, каждая станция в отдельности выкручивается как может. Например, в прошлом году только эта калифорнийская компания получила около миллиона долларов от штата только на учебные и образовательно-просветительские программы для детей и молодежи.
Однако, большая часть финансирования приходит от самих зрителей. Если каждый день вас смотрит миллион зрителей, то 10-15% из них обязательно пожертвует от 10 до 20 долларов в месяц на деятельность и развитие вашего канала. Посчитайте сколько денег это принесет в ваш бюджет в течении года..
Обычно у этих компаний нет средств ни на покупку хорошей техники, ни на найм квалифицированных специалистов, не говоря уже о покупке дорогостоящих фильмов или лицензий на производство телевизионных игр.
Поэтому у корпоративных коммерческих каналов (типа ABC или FOX) существует практика т.н. социально ответственного бизнеса или своеобразного шефства, которое выражается в основном в виде пожертвований отслужившей техники и информационной поддержки.
Большой плюс таких каналов: здесь нет раздражающей рекламы, бурных политических дебатов и религиозной пропаганды. Программы, в основном - от образовательно-исследовательских, искусствоведческих до музыкальнo-развлекательных и даже кулинарных.
При этом под "обществом" понимается все население страны или региона, которое призвана обслуживать конкретная вещательная организация.
Национальные модели общественного вещания, несмотря на многообразие форм, имеют несколько объединяющих признака.
Во-первых, любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства.
Во-вторых, финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.
В-третьих, содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории.
Всеамериканская корпорация общественного телевидения имеет свое национальное правление в виде шести членов, которые избираются Президентом и Сенатом не более чем на шесть лет. Сегодня во главе этой организации стоят три республиканца и три демократа.
PBS была создана в 1969 году на основе закона об общественном вещании (1967). Тогда было сформировано 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США.