Одним из самых моих больших ожиданий от кинопрома в этом году стал сериал «Основание» по одноимённому роману Айзека Азимова. Грандиозная сага о человечестве, расселившемся по Галактике, о героических учёных, грандиозной науке психоистории, сочетающей методы математики, социологии и психологии, способной прогнозировать будущие социально-политические, экономические процессы на тысячелетия вперёд.
Этот роман — о грандиозном будущем, в котором главные действующие фигуры — человеческий интеллект, воля и наука, и всё это с большой буквы. Действие романа разворачивается в течение столетий на разных планетах, в разных культурах. В центр внимания попадают герои разных судеб и характеров и даже уже не совсем люди, и всё это подчинено грандиозному плану Хари Селдона, заключающемуся в предотвращении распада единого человечества на множество конкурирующих и слаборазвитых культур. Естественно, прообраз идеи Айзека Азимова — это тёмные века, последовавшие за мгновенным распадом Западной Римской империи и более длительной деградацией античной культуры.
К сожалению, ничего этого в сериале нет. Нет собственно науки (точнее, она есть, но никакой особой роли не играет), нет охвата галактической цивилизации, существующей на огромном количестве планет, нет разнообразия культур и идеологических движений.
Зато есть масса гендерно и расово «правильных» персонажей. Как правило, это негритянские девушки, играющие роли всех положительных персонажей. Хари Селдон играет второстепенную и вполне негативную роль.
Главные герои — группа непонятных людей, которые вроде бы учёные, но никакой наукой не занимаются. А занимаются выживанием на дикой заснеженной планете на краю Галактики. Они тренируются отбиваться от хищных животных и выращивать еду.
Кстати, по прогнозам Селдона, большинство из них должны погибнуть. В чём смысл нахождения этой группы, состоящей из фермеров и разнорабочих, на окраинной планете, непонятно. Они должны спасти Галактику, но как? Явно не об этом шла речь у Айзека Азимова.
Фактически сериал этот получился настоящим ТВ-шоу, как принято сейчас говорить, о героических чернокожих девушках, которые справляются с жизненными трудностями, ищут любовь и борются против угнетения.
В роли угнетателя — белый мужчина император Клеон в трёх ипостасях, не принимающий новаций и из-за этого ведущий галактическую империю к саморазрушению. Развитие подразумевается (об этом прямо не говорится, но вполне проглядывает в фильме) только в принятии новой расовой и гендерной политики, модной сегодня в США и ЕС. Здесь очевидно явное влияние популярных в США разного рода феминистских и LGBT-«новаций» и BLM.
Ещё в качестве антагонистов присутствует некая секта, не любящая науку. Но люди, живущие на планете Терминус (то самое Основание), описаны именно как секта, идущая в изгнание на окраинную планету с непонятными целями и безропотно верящая харизматичному лидеру Селдону, расчётов которого они не понимают.
Собственно, ничего ужасного в том, чтобы главными героями были чернокожие девушки, нет, просто фильм фактически не имеет ничего общего с книгой. У Азимова книга — про грядущую историю человечества, про грандиозный научный проект, а сериал — про храбрых девушек, любовь и сопротивление злодеям.
То, что современные сценаристы неспособны понять сложные вещи, не секрет: стоит вспомнить, как закончили сериал «Игра престолов» без уже готовых книг Джорджа Мартина или сериал «Дивный новый мир», очень хороший визуально, но совершенно бессодержательный в идейном плане. То же самое случилось и с сериалом «Основание»: сценаристы и режиссеры, скорее всего, оказались неспособны понять идею книги и сняли что-то своё.
Но что с Олдосом Хаксли, что с Айзеком Азимовым получившийся фильм на несколько порядков проще задуманного авторами книг, если вообще имеет к ним отношение, кроме как в маркетинговых целях.
Единственное, что частично исправляет ситуацию, — это великолепная картинка и игра актёров. Здесь действительно претензий нет, всё очень качественно снято и сыграно. Но идейной пустоты это никак не отменяет. И, собственно, это приговор современному обществу, которое оказалось в массе неспособно понять самые интересные идеи, созданные в современную эпоху.