Экономика

Как дорожники хотели зарыть более триллиона рублей в горах Кавказа

0 24469

План по реконструкции автодороги Джубга — Сочи (А-147) может стать еще одним мегаломанским проектом, на который проектировщики требуют запредельных денег, но при этом не дают никаких гарантий, что вместо нынешнего серпантина там появится прямая скоростная трасса.

По предварительным подсчетам, стоимость проекта, анонсированного агентством Росавтодор в среду, составит не менее 1,6 триллиона рублей, в связи с чем сомнения в эффективности затеи высказали сегодня даже в Минтрансе РФ. 

Нам любые дороги дороги

Представитель Росавтодора Александр Лаврушин пояснил «Ридусу»: сообщения СМИ о том, что это строительство — дело решенное, являются поспешными.

Он напомнил, что Министерство транспорта через несколько часов после появления этих сообщений назвало предложение Росавтодора по реконструкции дороги Джубга — Сочи экономически нецелесообразным и технически труднореализуемым.

Осуществить проект крайне сложно технически. Для этого надо будет вывести часть участков железной дороги с побережья. На время стройки нормальное движение вдоль побережья будет серьезно затруднено как по автомобильной, так и по железной дороге. Это существенно осложнит работу всей инфраструктуры одного из ключевых курортных регионов страны. В этой связи Минтранс России считает нецелесообразным реализацию данного проекта в настоящее время, — говорится в сообщении, на которое ссылается господин Лаврушин.

При всем при этом такие планы вызывают ощущение сильного дежавю — вот почему журналисты готовы поверить подобным сообщениям «на слово», не тратя время на фактчекинг.

Трасса советского периода

Это «воспоминание о будущем» вызвано тем, что в том же Краснодарском крае, всего в нескольких десятках километров от трассы А-147, располагается грандиозный «памятник» бесхозяйственности, в который в свое время были тоже угроханы миллионы еще советских рублей.

Речь идет о последних километрах трассы М-4, которая на подъезде к Новороссийску тоже вьется многокилометровым серпантином. На этом участке зияют гигантские открытые туннели, прорубленные в скалах, со дна ущелий высятся не менее грандиозные мостовые опоры.

Путепровод, построенный еще рабами Рима?Автор фото: Игорь Серебряный

Житель Новороссийска, назвавший себя бывшим сотрудником местной подрядной организации «Автодор», в июле рассказывал обозревателю «Ридуса», что гигантский долгострой в горах Кавказа может остаться памятником коррупции и бесхозяйственности на века.

Сейчас ложе полутуннелей кое-где завалено камнепадами, на отвесных стенах уже даже успел вырасти неприхотливый кустарник.

По словам собеседника (узнать имя которого не удалось — он поделился этой информацией по собственной инициативе в неформальной обстановке), причиной появления «заброшки» на участке Геленджик — Новороссийск стала Олимпиада-80, которая высосала все соки не только из дорожного строительства, но и из советской экономики в целом.

А сколько из выделенных денег украли еще на этапе трассировки, не знали, наверное, даже в КГБ, — сокрушался новороссиец.

Он опасается, что ведущиеся сейчас работы по реконструкции или строительству ряда дорог в Краснодарском крае может постичь та же участь.

Зачем-то работы на Сухумском шоссе начали с „самой важной“ части — перенесли мемориальную стелу, которая нависает над дорогой при подъезде к Новороссийску, на несколько километров ближе к въезду в город. Кому она мешала на старом месте, я понять не могу, — горько иронизировал дорожник.

Он полагает, что будет очень сложно возобновить проходку трассы на этом участке, поскольку для этого требуется просчитывать финансирование заново, принимать для этого федеральный закон и т. д.

А тем временем у Минтранса появился новый приоритет, на этот раз — участок трассы на подходе к Сочи. И хотя новых Олимпиад в России пока не предвидится, где гарантии, что судьбу этого строительства не постигнет та же участь по прочим причинам, которые никуда не исчезли?

Райское место

Реанимировать строительство несколько лет назад взялась компания «Автодор», которая рассматривает несколько вариантов развития этого участка.

По словам пресс-секретаря «Автодора» Екатерины Вареновой, ее компания рассматривает разные варианты, что делать со злополучным участком трассы М-4.

Что делать с этими советского периода сваями — совершенно не ясно. Конечно, было бы рационально использовать уже подготовленные заделы, чтобы не пробивать скалы с нуля. Но на сегодня еще нет даже предпроектной документации на этот участок. Поэтому сейчас нет смысла говорить, сколько это строительство может продлиться и в какие суммы оно обойдется, — сказала она «Ридусу».

Есть такая поговорка: «Если есть на свете рай — это Краснодарский край». Самый южный регион России в самом деле является раем для дорожно-строительных компаний, желающих осваивать федеральные деньги.

Один лишь «Автодор» одновременно ведет строительство (или проектирует таковое) целой сети автодорог, таких как западный обход региональной столицы, направления на Керченский пролив, обходы Крымска, Абинска, дорогу на Новороссийск и другие. Поэтому-то и намерение похожего по названию Росавтодора «замутить» свой мегапроект на полтора триллиона было воспринято в СМИ вполне серьезно.

При этом факт начала строительства той или иной дороги еще не гарантирует его завершения, признаёт Варенова. Но, добавляет она, не обязательно в этом виноваты дорожники.

Например, в Германии, если принимается решение строить автобан, то территория, отведенная под него, выводится из оборота сразу же на всю перспективу — даже если дорога там появится через тридцать лет. В России же совершенно заурядной является ситуация, когда дорожники начинают прокладывать трассу по утвержденному проекту и уже в процессе обнаруживают, что прямо на маршруте какой-то застройщик возвел жилой комплекс. И начинаются многолетние согласования, что делать: сносить застройку, чтобы продолжать строить трассу, или менять проект прохождения трассы, — рассказывает она.

По словам Вареновой, участок трассы М-4, ставший притчей во языцех, тоже рассматривается в «Автодоре» как возможный вариант прокладки новой дороги. Но, подчеркивает она, такой вариант не единственный, поэтому не исключено, что сваями и туннелями советского периода в этом районе будут любоваться наши далекие потомки.

В мае член генсовета «Единой России» Аркадий Фомин предложил строить в России более узкие дороги. По его словам, это позволит сэкономить деньги, выделяемые из бюджета. Что сэкономить деньги можно гораздо более простым образом — тратить их по назначению, — функционеру в голову, видимо, не пришло.