Общество

Как это было, есть и будет: 387 пунктов пропуска на российских границах

0 761

6,9 миллиардов рублей на Крым

Ещё год назад премьер-министр Украины Арсений Яценюк на манер Роджера Уотерса собрался сотворить «Стену» (или, как он позже прозвал этот проект, «Европейский вал») на русско-украинской границе. В отличие от вокалиста Pink Floyd, украинцы «Стену» так и не построили. Деньги из бюджета, само собой, потратили на неизвестные цели. Зато теперь украинские СМИ пестрят информацией, что выкопано сто километров рвов и установлено сорок километров ограждений на границе с российской стороны. Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Константин Бусыгин был удивлен, услышав «этот бред», и развеял слухи: «Может быть со стороны Украины, наконец, выкопали? Я бываю на границе раз в две недели, и ничего подобного там и близко нет. Мы надеемся, всё же, что здравый смысл восторжествует: экономика возьмет верх, и мы вернемся к нормальным отношениям. Со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы облегчить эту ситуацию. Не так давно состоялся совет безопасности, поскольку во время боевых действий в ДНР погибли сотрудники таможни, были повреждены объекты на пропускных пунктах (далее ПП) и прилегающих территориях. Мы получили распоряжения о дополнительных работах и обустройстве всех пунктов пропуска. Уже закуплено сто пятьдесят пять железнодорожных барьеров, которые установят на границе с Украиной. Защищены все объекты жизнедеятельности: котельни, фасады зданий и прочие, пока мешками с песком, но это — полумера. Везде существуют временные укрытия, на случай огневого конфликта. Сейчас будем оснащать ПП средствами принудительной остановки, поскольку случается, что границу пытаются пересечь, сбивая шлагбаумы. Также поступило предложение о замене помещений для несения службы часовых на сооружения из бронематериалов». В Крымском Федеральном Округе (КФО) по поручению В. В. Путина год назад должны были появиться пропускные пункты. Изначально их не было вообще, и президент поставил задачу построить их за три месяца. РОСГРАНИЦА сумела грамотно организовать все работы, в связи с чем поручение было выполнено на месяц раньше. «Эти объекты носят временный характер, но с 2016 года мы выходим на стройки капитальных объектов, — рассказывает К. Бусыгин „Ридусу“. — Сегодня в КФО работают пять морских ПП, три железнодорожных, один воздушный и открыто три новых дорожных: Джанкой, Турецкий вал и Перекоп. В связи с сезоном отпусков и увеличением пассажиропотока в южном направлении, открыты пешеходные зоны на всех трёх автомобильных пропускных пунктах. В сторону Абхазии на железнодорожном ПП в Адлере за счет „зелёнки“ оборудованы дополнительные полосы движения. Два дня назад в тестовом режиме из Абхазии в Сочи проследовала первая электричка, проходящая таможенно-пограничный контроль. Что касается морских ПП Крыма, они пока недостаточно подготовлены по объективным причинам, но данная работа заложена в Федеральную целевую программу по КФО и успешно ведется. На неё выделено 6,9 млрд. рублей».

Безосновательная истерика о жёлтой экспансии на Дальнем Востоке

Несмотря на добросовестную работу РОСГРАНИЦЫ, проблемы существуют. По словам директора по строительству и эксплуатации объектов РОСГРАНИЦЫ Алексея Шестопалова, основные проблемы организуют недобросовестные подрядчики. В Кяхте, например, местная бурятская организация выиграла тендер, но теперь значительно отстает от графика. Другая проблема — недострои, или брошенные стройки. Большинство таких объектов находятся во Владивостоке. «Задача восстановить и завершить стоит, и мы над ней уже трудимся», — поясняет А. Шестопалов. Проблема «жёлтой экспансии» обсуждалась еще в девятнадцатом веке во Франции. В двадцатом она добралась уже и до России. Разговоров о том, что Дальний Восток медленно, но верно, пытаются «захапать» китайцы, ведётся весьма немало. Однако, экономические отношения между Российской Федерацией и КНР бурно развиваются. «Впервые в истории готовится к подписанию проект трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области развития пунктов пропуска между Россией, Китаем и Монголией (до сих пор существовали только двухсторонние, прим. ред.). Необходимость подписания этого проекта — в транспортном сообщении. Часть грузов будет идти, к примеру, из Китая в Россию через Монголию, и наоборот. Это — позволит работать по единым стандартам в рамках целого региона. Собираемся также создать разовые пропуска для коммерческих структур, и даже установить на Дальнем Востоке ПП на канатной дороге. Вообще, на Дальнем Востоке ведётся огромнейшая работа! Строятся целые коридоры!» — радуется А. Шестопалов. На Арктику положили глаз все основные, и не только, мировые державы Конвенция ООН по морскому праву гласит: Дания, Канада, Россия, Норвегия и США, имеющие суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в пределах экономической зоны, простирающейся на двести морских миль от побережья государства, могут расширить суверенные права над морем до трёхсот пятидесяти морских миль. Если, конечно, получится доказать, что морское дно является продолжением её континентального шлейфа. Сейчас Дания, Канада и Россия пытаются попилить «пирог» Хребта Ломоносова. Сложившаяся же политическая ситуация в мире, в очередной раз, не помощник России в этом вопросе. В ответ на санкции Запада, серьезно отразившиеся на энергетическом секторе, Министерство транспорта рассматривает новый законопроект, существенно ограничивающий перевозки на иностранных судах на территории русской Арктики. Документ относится к экспорту нефти и газа. «По арктическому региону ожидаем новых задач от Рогозина (3 февраля 2015 года В. В. Путин подписал указ о „Создании правительственной комиссии по Арктике“ во главе с Дмитрием Рогозиным, прим. редакции), — поведал К. Бусыгин. — Это — огромная территория и большие перспективы, которые мы используем не так, как хотелось бы. На границе протяжённостью в двадцать тысяч километров расположены сорок пропускных пунктов, в том числе воздушных, дорожных, морских и автомобильных. По экономическим и аналитическим подсчётам, морской путь пополнит бюджет страны, как только заработает должным образом, а это — и толчок к развитию, и безопасность. Так что, в обозримом будущем, мы надеемся, всё начнет функционировать согласно ожиданиям».

РОСГРАНИЦА вернет очереди по талонам


© Андрей Александров/РИА Новости

Не так давно активно велись разговоры о запуске системы электронного прохождения границ. Их должны были наладить к 2017 году, на популярных направлениях очереди с каждым годом всё длиннее. Людям приходится ехать на отдых заранее подготовленными — с водой, бутербродами и туалетной бумагой. Порой, после многочасового ожидания, запасы заканчиваются: «Стою на Бруснике. У кого есть пиво, включите аварийку». Данная услуга должна обеспечить плавный и удобный способ пересечения рубежей страны. Путешествующие через интернет смогут указать желаемое время прохождения границы, но точных сроков запуска проекта пока никто назвать не готов. О планах и новых методах работы РОСГРАНИЦЫ поведал «Ридусу» заместитель руководителя Федерального агентства по обустройству государственных границ РФ Юрий Бородин: «Был произведён эксперимент электронной системы прохождения ПП, но, чтобы его реализовать, кроме дополнительного финансирования, необходимы серьёзные изменения в законодательстве. В частности, закон о границе, закон о дорогах и дорожной деятельности. Зарубежный аналог — Эстония — внесли крупномасштабные изменения в законопроекты и прописали права и обязанности граждан перед запуском этого проекта. Министерство транспорта ведет определённую работу по этому делу, а мы участвуем с точки зрения изменения положений. В будущем надеемся ввести «сервисные зоны», такие, как на белгородском пограничном пункте: задолго до ПП на трассах имеются электронные табло, извещающие о времени прохождения через различные зоны контроля. Таким образом, путешественники получают выбор пункта пропуска, где они смогут пройти пограничный контроль побыстрее (в Белгороде — Нехотеевка или Грайвора). После получения «номерка» с точным временем, допустим, в виде смс, они получают возможность перекусить, отдохнуть, помыть или заправить машину в комфортных условиях этой «сервисной зоны». Кроме того, потихоньку вводится «информационная система управления пропусками», облегчающая преодоление границы грузовикам и частным лицам с дополнительным багажом. Данные каждого этапа прохождения ПП выводится на электронный чип, на выезде не нужно никаких бумаг: карточка с информацией открывает шлагбаум, и счастливого пути! Кроме времени водителей, сокращаются ещё и расходы государства: задействовано меньше персонала. Новая электронная система должна вступить в строй к ноябрю 2016 года. После того, как её протестируют в четырех пунктах (Ленинградском, Белгородском, Калининградском и Бурятском), её внедрят на всех ПП, обещал Юрий Бородин. Что касается уже существующих достижений, РОСГРАНИЦЕ — есть, чем похвастаться. Например, в связи с импортозамещением, на рубежах нашей Родины установили отечественные досмотровые пункты. По оценкам специалистов, применение данного оборудования позволит свести к минимуму человеческий фактор и ускорить процесс досмотра грузов. «Надо отдать должное, ОАО «НИИ средств вычислительной техники» (входящее в ГК «Ростехнологии», прим. ред.) добились блестящих результатов: теперь мы можем сканировать проходящие вагоны поездов на скорости 60 км/ч, в отличие от импортных, которые работают лишь на скорости 10−15 км/ч. Глубина просмотра металла также гораздо больше, а стоимость — дешевле. Кроме того, появились мобильные досмотровые комплексы (своего рода МРТ), сканирующие проезжающую фуру буквально до гаечки. И, хотя собакам в поисках наркотиков пока равных нет, уже существуют приборы не только обнаруживающие запрещённые препараты, но и классифицирующие их», — рассказал Юрий Бородин. Константин Бусыгин подчеркнул, что все действия ведутся сообща с Министерством Транспорта и другими задействованными ведомствами, чтобы «не надо было к открывшемуся пункту пропуска строить новую дорогу и наоборот».