Экономика

Как Европа может противостоять Трампу и Китаю

0 2211

Ожидается, что в 2025 году экономика США будет расти почти втрое быстрее, чем ВВП еврозоны — 2,7% против 1% соответственно. Главной проблемой крупного бизнеса в Европе является отсутствие конкурентоспособности и инноваций, считает управляющий партнер EY в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Африке Джули Тейгланд. И ситуация лишь усложнится, если новый президент США Дональд Трамп осуществит свою угрозу повысить импортные пошлины на всё. В интервью Business Insider топ-менеджер рассказала, что Европа может сделать, чтобы изменить ситуацию, стимулировать инновации и повысить конкурентоспособность.

Более четкое соблюдать нормативные акты

«За последние годы количество нормативных актов и их объем увеличились более чем в два раза», — сказал Тейгланд. Рынки каждой страны-участницы отличаются друг от друга, но всякий раз, когда принимается новое законодательство, оно может быть реализовано 27 различными способами, сказала она. Чтобы избежать дублирования и неэффективности, ЕС необходимо добиться большей согласованности в вопросах фактической реализации перед тем, как подписывать законы.

Создать союз рынков капитала

© flickr.com

Союз рынков капитала (CMU) создаст единый рынок капитала в ЕС, устраняя барьеры, препятствующие трансграничным инвестициям, и позволяя странам разделять риски.

«Нам нужно, чтобы европейцы инвестировали в европейские компании», — подчеркнула Тейгланд.

По ее словам, CMU позволит «высвободить миллиарды» для создания большей инновационной экосистемы. Эксперт хочет, чтобы ЕС отменил сборы и позволил пенсионным фондам инвестировать в акции на крупнейших рынках, таких как Германия.

«Почему бы вам не сделать это прозрачным и не снизить стоимость? Почему европейские паевые фонды должны быть значительно дороже американских», — инетерсуется Тейгланд.

Изменить законы о борьбе с конкуренцией

«Мы не смогли создать европейских чемпионов ни в одной отрасли, особенно в сфере технологий. Почему? Потому что мы не позволяем им пересекать границы», — утверждает Тейгланд.

По ее словам, способ воспитать «чемпионов» — компании, которые помогают Европе конкурировать с другими экономическими державами, — заключается в том, чтобы найти больший баланс между регулированием, стимулирующим протекционизм, и регулированием, стимулирующим инновации. Необходимо изменить законы об антиконкуренции, особенно в отношении крупных компаний, находящихся на поздней стадии финансирования.

«Подумайте о всех сорванных сделках, на которые Европа ответила: „Ни в коем случае, мы защищаем отдельных потребителей в отдельных странах“», — предложила представитель EY.

Объединиться против Трампа и Китая

По мнению Тейгланд, стратегия и Китая и США в том, чтобы уничтожать европейцев поодиночке. И европейцы должны работать сообща, чтобы предотвратить это.

«Я думаю, они просто должны сказать: Дональд, ты имеешь дело со всеми нами. Мы не собираемся заключать сделку отдельно для Германии или Испании», — уточняет эксперт.

По ее словам, ЕС может использовать судебные разбирательства в сфере крупных технологий в качестве разменной монеты и предложить сократить свою проверку таких компаний, как Meta*, Apple и Google. Блок также может использовать обещание увеличить расходы на оборону и закупать энергоносители в США.

Разработать четкую инвестиционную стратегию

Европе нужна более четкая инвестиционная стратегия с прицелом на то, «чего мы хотим в начале, а не в конце», особенно в плане расходов на оборону и промышленность, считает Тейгланд. Ссылаясь на недавний разговор с генералом НАТО, она обратила внимание на проблемы с технологиями связи в танках: человек, стреляющий из минометов, должен «открыть крышку, набрать номер на своем телефоне Apple, позвонить парню и сообщить ему координаты, потому что в Европе нет никакой связи друг с другом».

По словам Тейгланд, ЕС нужна карта того, кто что производит и как это сочетается, чтобы можно было определить направления для инвестиций.

Перспективы Европы

Урсула фон дер Ляйен © flickr.com

Для создания успешной экосистемы потребуются деньги и объединение усилий — немаловажная задача для перегруженного бюрократией блока ЕС. Но Тейгланд позитивно оценивает направление перемен. Отраслевые группы согласны с необходимостью повышения конкурентоспособности и сокращения бремени регулирования, а высокопоставленные политики ЕС «действительно прислушиваются», уверяет она.

Недавние шаги Урсулы фон дер Ляйен, президента Европейской комиссии, являются одним из главных признаков того, что Европа серьезно относится к стимулированию экономического роста. Получив в 2024 году новый мандат на руководство Еврокомиссией еще на пять лет, она заявила, что хочет начать «революцию упрощения» и сократить регуляторную «волокиту» на 25% в первой половине 2025 года.

По словам Тейгланд, слаженная структура команды Фон дер Ляйен также сигнализирует о переменах в политике: «С одной стороны, она сконцентрировала свою власть, но также важно, что у каждого министра есть своя сфера влияния». Это пример того, как, по мнению Тейгланд, должен действовать весь блок: «Она признает взаимосвязь тем и необходимость консолидации и совместного выполнения нескольких задач. Это вселяет в меня надежду».

______________

*Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.