Прошлый год стал настоящим испытанием для мирового автомобильного рынка. Новый год пока выглядит немногим лучше. После роста почти на 10% в 2023 году мировые продажи новых машин в 2024 году скромно выросли на 1,7% из-за повышения ставок, снижения доступности кредитов и спроса.
По оценкам Allianz, в 2025 году общий объём автомобильного рынка вырастет примерно на 2%, по-прежнему за счёт Китая и США. Вероятно, Европа будет отставать, поскольку тарифная напряжённость может стать дополнительным серьёзным препятствием для отрасли, особенно в Германии.
Европа стала единственным крупным рынком, где в 2024 году наблюдалось сокращение продаж электромобилей. Впрочем, в 2025 году США могут последовать её примеру на фоне отказа от зелёной повестки после прихода к власти нового президента. Лидером в области электрификации транспорта остаётся Китай, где продажи электромобилей выросли на 40%, а реализация машин с двигателями внутреннего сгорания упала на 17%.
Сегмент гибридных автомобилей оказался единственным светлым моментом для европейского авторынка: их продажи выросли более чем на 20% за 2024 год. Хотя выиграли от этого скорее азиатские автопроизводители, нежели европейские. В 2025 году сегмент электромобилей должен уверенно расти в Европе, поскольку нормы выбросов CO₂ ужесточились.
Структурные проблемы
По мнению аналитиков Allianz, европейский автопром сталкивается как минимум с тремя структурными препятствиями.
Во-первых, автопроизводителям необходимо наверстать упущенный инновационный сдвиг в сторону электрификации. Они предпочли держаться за устаревшие активы, вместо того чтобы переходить на новые технологии. За последнее десятилетие они потратили в два раза меньше средств на капитальные вложения, чем два крупнейших китайских производителя в лице BYD и Geely или Tesla.
В итоге теперь европейские автомобили слишком дороги и отстают от конкурентов в плане инноваций. Европейские седаны и внедорожники по-прежнему на 15–30% дороже китайских автомобилей, даже с учётом снижения цен в 2024 году.
Во-вторых, слишком велика зависимость Европы от Китая, который прочно доминирует на рынке аккумуляторных батарей, обеспечивая около двух третей их мирового производства. Попытки наверстать отставание в технологиях не увенчались успехом. Китайские автомобильные бренды увеличивают свою долю рынка в Европе за счёт более дешёвых, надёжных и полностью оснащённых новейшими технологиями электромобилей.
Европа не может позволить себе вступить в торговую войну с Китаем, поскольку возможные ответные меры только усилят снижение доли европейских брендов на рынке Китая. Так, доля Германии там сократилась с 25% в 2019 году до 18% в 2024 году.
В-третьих, в Европе существует разрыв между политическими амбициями и принятием государственных решений. В то время как рынок электромобилей в Европе замедляется, ЕС собирается ввести жёсткие нормативы по выбросам CO₂, которые могут нанести ущерб сектору и грозят штрафами на сумму более 10 миллиардов евро.
Блоку необходимо решить проблему энергетического кризиса. При цене 1,5 евро за литр бензина зарядка электромобиля становится неэкономичной, когда цены на электроэнергию превышают 37 центов за киловатт-час.
Полезная наука
Аналитики Allianz предлагают Европе взять на вооружение опыт других стран и отдельных компаний. Например, амбициозную политику Китая по поддержке промышленности, которая сочетает в себе меры по стимулированию потребителей с налоговыми льготами для производителей и финансированием НИОКР. С 2009 по 2023 год Китай инвестировал 231 миллиард долларов США в развитие индустрии электромобилей, воспитывая лидеров по всей цепочке поставок и продвигая вертикально интегрированные модели.
Ещё один пример для подражания — Норвегия, где сбалансированная поддержка спроса, быстрое и комплексное развитие электрической и зарядной инфраструктуры позволили к 2024 году практически полностью перейти на электромобили.
Третий образец — Tesla с небольшой линейкой моделей и фокусом на технологиях, что помогло ей за 20 лет стать компанией стоимостью более триллиона долларов США.
Конкретные шаги
Чтобы Европа смогла вернуть величие своей автомобильной промышленности, по мнению экспертов Allianz, нужно сделать пять шагов:
- сократить линейку до пяти-шести моделей, половина из которых должна предлагаться как в гибридном, так и в электрическом вариантах, а также урезать широкий ассортимент опций, что увеличивает отпускную цену, и поддерживать плотный конвейер новых моделей;
- углубить вертикальную интеграцию и инвестировать в индивидуальные решения по зарядке;
- стремиться обеспечить не менее 10% капитальных вложений в технологии, НИОКР и обслуживание клиентов;
- осваивать новые рынки в Индии, Вьетнаме, Индонезии и Южной Америке, где доля владельцев автомобилей невелика (от 5 до 20%), а международная конкуренция всё ещё слаба;
- расширить сотрудничество внутри сектора и за его пределами путём создания совместных предприятий и коллективных проектов для достижения экономии за счёт масштаба и обмена опытом.
Поддержка властей
Директивным органам Европы предлагается рассмотреть ряд инициатив. В их числе введение пошлин в 40–50% на автомобили, в которых менее 75% компонентов и производственных затрат (за исключением аккумуляторных батарей) обеспечено европейскими поставщиками. Такое решение может принести ЕС два миллиарда евро доходов в 2025 году.
Среди других мер предлагаются снижение ставки земельного налога и субсидия в 5% от общего объёма инвестиций новым совместным предприятиям с участием неевропейской компании с проектом создания новых производственных мощностей в Европе, скидки потребителям в 15% при покупке электромобилей и вложения на сумму от 150 до 200 миллиардов евро в зарядную инфраструктуру.