Гоголевская «Ночь перед Рождеством» представляется многим сказкой про украинский фольклор, любовь и мистику, хотя Гоголь написал одно из лучших православных произведений о победе Бога над чертовщиной, торжестве Православия над суеверием.
Неплохие в целом советские фильм с мультфильмом в основном попросту опускают религиозную тему, а отмечают лишь по-советски с сатирой, и завершаются оба поцелуем Вакулы с Оксаной.
Но всю мораль Гоголь внёс в короткое скрепное послесловие.
***
Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою.
— А чья это такая размалеванная хата? — спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках.
— Кузнеца Вакулы! — сказала ему кланяясь Оксана, потому что это именно была она.
— Славно! славная работа! — сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. А окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях с трубками в зубах.
Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами.
Это однако ж не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!», и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери.
***
Ну, а сегодня черти оккупировали Диканьку. Придется снова освобождать…