На последнем заседании СПЧ было решено, что я подготовлю исследование (с примерами) о том, как в СИЗО сидят люди по подозрению в ненасильственных преступлениях. То есть те, которые точно могли бы там не быть до приговора (а находится под подпиской, залогом или на домашнем аресте).
Вот одна история.
В московском СИЗО № 5 из года в год я вижу предпринимателя, деликатного, предельно вежливого, с очень хорошими глазами. Алексей Эккерт в изоляторе 5 лет и 11 месяцев за «экономику» (вину не признает). За это время столько всего у всех произошло…
В его камере сменились десятки соседей. А он сидит и сидит. Когда его арестовали, жена была беременная. Родившуюся без него дочку он не видел ни разу. Ей скоро 6 лет будет. Вообще не представляю, как это — ни разу не обнять родного ребенка. Знать, что он есть, что растет, и не потрогать, не поцеловать, не посадить на колени.
Алексея на прошлой неделе вывели к нам на разговор. Мне перед ним все время неловко. Да что там — мне стыдно за все, что с ним происходит. Стыдно за наше следствие, суды, за прокуроров.
Алексей Эккерт© wikipedia.org— Вы все сидите, — говорю я.
— Сижу, — тихо отвечает он. — Не пойму я этого. Как будто я людей живьем съел. Я уже и не представляю, как у вас там на воле.
— Дочку так и не увидели?
— Нет. Но она знает, что папа есть и что он любит. Ей сказали, что папа на Севере. Она мне рисунки шлет и пишет письма (с помощью мамы), спрашивает: «Как там белые мишки?». Но недавно она в садике расплакалась. Воспитательница попросила детей рассказать, у кого какой папа. Дети говорили, что у кого-то сильный, у кого-то высокий и так далее. А моя потом жене сказала: «Мама, я не могла ответить, я ведь папу ни разу не видела»…
А теперь особенно внимательно прочитайте, что я пишу.
Эккерту дали срок, 9 марта 2022 года он должен выйти на свободу. Но он не выйдет.
Значите, почему? Потому что он не согласен с приговором, считает себя невиновным (утверждает, что просто его строительный «бизнес» так отжали, что ему самому нанесен ущерб в миллиард рублей).
Он подал апелляцию, ее все затягивают и затягивают. А до вступления приговора в законную силу его начальник СИЗО не выпустит.
— Так 9 марта же истекает, — говорю я начальнику.
— В законную силу не вступил, раз апелляция. Будет ждать, пока она рассмотрит. Она может срок увеличить.
Инспекция условий содержания несовершеннолетних в столичном СИЗО © Любимов Андрей/Агентство «Москва»И да, мне подсказали, что если человек сам подает апелляцию на свой приговор, то теперь срок могут увеличить (даже не вериться в такое). Раньше закон не предусматривал ухудшения условий. Сколько будут рассматривать апелляцию — не ясно, потому что из дела пропали 72 листа, началась служебная проверка.
Что получается? Если бы он пошел на сделку со следствием, то давно был бы дома. Если если бы апелляцию не подавал, согласившись с приговором, то гарантировано 9 марта освободился. Понимаете?
За то, что ты добиваешься справедливости, тебя наказывают. И только самые смелые и стойкие, самые честные идут до конца. ЕСПЧ признал Россию виновной в незаконном аресте и слишком длительном содержании под стражей Эккерта. Присудил выплатить ему 6 тысяч евро. Я желаю ему скорейшей свободы. Я желаю справедливости. Он поставил на карту все, чтобы ее добиться. Пусть ему поможет Бог.