В рамках проекта «Как воевали плотины» совместно с компанией «РусГидро» мы запускаем серию рассказов о том, как работали гидроэлектростанции в годы Великой Отечественной войны. В нее войдут не только истории об энергоснабжении, но и о строительстве водных преград, организации паводков и затоплении путей наступающего противника. Но главное – о людях, которые обеспечивали работу ГЭС во время войны и участвовали в их восстановлении в послевоенный период.
Под руководством Б.В. Проскурякова в военное время проводились эксперименты по прохождению танков по болотам для прорыва вражеской обороны
Болота всегда имели печальную славу мест, непроходимых боевой техникой. Артиллерия, танки, бронетранспортеры и другие боевые машины были рассчитаны, как правило, на движение по твердым грунтам. Даже распутица представляла для них сложное препятствие, для преодоления которого требовались специальные инженерные работы.
Первые серьезные попытки в разрешении проблемы проходимости болот относятся к периоду Зимней, а затем и Великой Отечественной войны. Это были смелые эксперименты, проведенные советскими инженерами. Они были необходимы, ведь северо-западная часть Союза на 35% была занятой болотами, такой же процент заболоченности земель был в Финляндии. Много болот находилось в Восточной Пруссии, Польше.
Еще до начала ВОВ изучением вопроса о проходимости болот начали заниматься Военные Округа и другие специальные организации. Однако это были довольно разрозненные, случайные исследования, не способные не только разрешить проблему, но и поставить теоретико-экспериментальные задачи для дальнейших исследовательских работ. В первые же дни войны со всей очевидностью обнаружилось отсутствие знаний о проходимости болот боевой техникой. Срочное и ответственное задание по решению этой проблемы было дано Государственному Гидрологическому институту Красной Армии. В его составе была организована Специальная Экспедиция под командованием Б.В. Проскурякова – до войны он работал во ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, и вернулся туда же после демобилизации.
Еще во ВНИИГ Борис Владимирович организовал лабораторию гидротермики, которая занималась исследованиями русловых процессов и зимнего режима рек, увлажненности различных грунтов. Имеющийся богатый инженерный опыт и практические наработки позволили Б.В. Проскурякову с честью выполнить важное для обороны страны задание.
В конце 1942 – первой половины 1943 года Специальной Экспедицией были выполнены в натуре испытания проходимости типичных болот различными боевыми машинами, поставлены лабораторные и полевые исследования свойств торфа и даны практические рекомендации по проходимости болот. Испытания проводились на опытном полигоне Монетка под Свердловском, куда во время войны был эвакуирован Гидрологический институт.
Результаты этих экспериментов были использованы в легендарной операции «Багратион», начавшейся с белорусских болот 23 — 24 июня 1944 года. Подготовка наступления шла в условиях сверхсекретности. Благодаря ленинградским гидрологам были разработаны оптимальные решения для передвижения тяжелой военной техники по заболоченным землям. Именно эту тактику выбрал К.К. Рокоссовский в Бобруйской наступательной операции - удара через болота враг никак не ожидал – ведь на немецких картах эта территория значилась непроходимой. Операция «Багратион» оказалась не просто стратегически успешной - она стала победной, отправной точкой стремительного освобождения Беларуси, а после и всей Европы.
После окончания войны Б.В. Проскуряков обобщил результаты своих исследований в серии монографий, благодаря чему была создана специальная военная дисциплина – «Проходимость местности боевой техникой».
Больше историй - на сайте проекта «Как воевали плотины»