Лидер общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео) и его сторонники в пятницу вечером устроили погром на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже.
По словам Цорионова, в реальности никакого погрома не было, поскольку активисты разбили всего один экспонат — тарелку. Таким образом они хотели «прекратить глумление на Иисусом Христом».
Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» открылась в Манеже 13 августа. Экспозицию составили работы участников объединения «подвальных нонконформистов» ЛеСС: Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта и других скульпторов, которым в советское время было сложно выставлять свои работы.
По факту инцидента в московском Манеже полиция начала проверку, а задержанных активистов движения «Божья воля» отпустили.
Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. К примеру, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов сравнил погром с действиями «варваров из ИГИЛ», а правозащитница Людмила Алексеева назвала произошедшее «мракобесием». Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в свою очередь заявил, что господин Цорионов должен ответить «по всей строгости закона», если он его нарушил. При этом представитель РПЦ отметил, что «законность должна действовать и в случае осквернения почитаемых верующими предметов и символов, одним из которых является распятие».
В связи с произошедшим «Ридус» решил вспомнить о резонансных случаях на выставках и о судьбе их организаторов.
Советское время: «педерасты» Хрущева и брежневские бульдозеры
В декабре 1962 года советский лидер Никита Хрущев посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР.
«Оттепель» не оправдала ожиданий художников: Хрущев начал гнуть партийную линию, пояснив, что «все это не нужно советскому народу».
При осмотре экспонатов председатель Совмина использовал нецензурную брань («дерьмо», «говно», «мазня»), а в западной прессе даже появились сообщения, что Хрущев якобы начал срывать картины со стен.
«Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?», — возмущался глава советской державы.
© Wikipedia.org
На следующий день газета разразилась разгромным докладом, давшим старт кампании против формализма и абстракционизма в СССР. Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, однако в этих структурах из художников практически никто и не состоял.
В сентябре 1974 года московские художники-авангардисты организовали выставку картин на открытом воздухе в Беляево.
Событие не имело большого размаха, однако власти отнеслись к нему крайне серьезно. Через 30 минут после начала выставки к месту прибыло порядка ста милиционеров, три бульдозера, поливальные машины и грузовики. Художников и зрителей начали теснить, кого-то избивали и задерживали, часть картин конфисковали. Акцию оправдывали тем, что выставка якобы мешает работам по благоустройству и развитию лесопарка.
© Vzmoscow.ru
Событие вызвало серьезный резонанс в зарубежной прессе, в результате советские власти пошли на уступки. Они официально разрешили провести аналогичную выставку в Измайлово двумя неделями позже.
Скандалы на выставках в современной России
В январе 2003 года в центре-музее им. Андрея Сахарова разгромили выставку «Осторожно, религия!». Это событие стало самым резонансным из тех, что происходили на выставках за последние годы.
Выставка открылась 14 января, а через несколько дней в один из выставочных залов ворвалась группа из шести мужчин среднего возраста. Они разбивали стекла, ломали инсталляции, заливали картины краской из баллончиков.
© Оld. sakharov-center.ru
Вдова академика Сахарова Елена Боннэр назвала произошедшее «показателем подрастающей внутренней агрессии у людей, очень опасной для государства и страны».
Двое из погромщиков (М. Люкшин и А. Зякин) были задержаны на месте происшествия. Против них было возбуждено уголовное дело по статье о хулиганстве. В августе 2003 г. Замоскворецкий суд признал возбуждение уголовного дела незаконным.
Организаторов выставки ждала более суровая участь: 28 марта 2005 года Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую виновными в разжигании национальной и религиозной вражды.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне патриарх московский и всея Руси) назвал выставку «провокацией, создающей напряжение в нашем обществе».
В феврале 2004 года в Петербурге группа неизвестных учинила погром на выставке «интерактивных икон» художника Олега Янушевского. Тогда семеро нападавших в масках ворвались в галерею «С.П.А.С.» и залили 30 представленных экспонатов краской и чернилами.
«Интерактивные иконы» представляли собой изображение поп-звезд и политиков (Арнольда Шварценеггера, Мадонны, Джорджа Буша и других) с нимбом вокруг головы. При этом каждую «икону» можно было «оживить» нажатием кнопки.
На всю «операцию» по уничтожению выставки ушло не более пяти минут. «Правильно, сынки! Так и надо!», — комментировали действия молодчиков некоторые из очевидцев.
В интервью агентству EPD директор галереи Сергей Тюрин тогда заявил, что случившееся является симптоматичным примером «российской нетерпимости». Ущерб от погрома оценили в 20 тысяч евро, при этом о судьбе погромщиков ничего не известно.
Впрочем, скандалы в России случаются не только на выставках, так или иначе связанных с религиозной тематикой. В мае этого года закрытая выставка в московской галерее «С-Арт» подверглась рейду полиции и сотрудников ФСБ. Куратор и владелец галереи «С-Арт» Петр Войс расценил произошедшее как «погром».
Выставка «Мы победили» состояла из работ художников-акционистов, представивших «альтернативный взгляд» на Победу в Великой Отечественной войне. Одной из самых скандальных работ выставки была мясорубка с солдатами, из которой вылезают георгиевские ленты.
Позже СМИ сообщили, что директор общественного проекта по борьбе с хамством «Типун» Александр Литке обратился к Министерству культуры и МВД с просьбой проверить российские музеи и выставки на пропаганду экстремизма. Филиал «С-Арт» в Москве оказался в списке мест, куда предлагалось прийти с ревизией.