Актуальный недоюбилей. 39 лет назад, 30 сентября 1985 года в Бейруте неизвестные в чёрных масках и с автоматами остановили два автомобиля с работниками посольства СССР: секретарь Аркадий Катков, работник торгового представительства Валерий Мыриков (оба служили в КГБ), а также атташе посольства Олег Спирин и врач Николай Свирский были похищены. Катков и Свирский попытались убежать, по ним открыли огонь, Катков был ранен в ноги. Советских дипломатов увезли в неизвестном направлении.
Советской делегации хватились не сразу. Но вечером на одной из мусульманских радиостанций прозвучало заявление, в котором группировка «Силы Халида ибн аль-Валида» взяла на себя ответственность за похищение советских дипломатов. Преступники выдвинули требование: СССР должен надавить на Сирию и заставить президента Хафеза Асада вывести войска из Ливана. Боевики угрожали убить заложников.
Хафез Асад
© ru.wikipedia.org
Информация ушла в Москву. Подобного никогда не случалось, никто не знал, что это за «Силы Халида ибн аль-Валида» и решили, что это чье-то прикрытие. Поскольку отношения СССР и лидера ООП Ясира Арафата были довольно тёплыми, решили действовать через него. Арафат уведомил советские власти, что готов связаться с террористами и пообещал отправить в Бейрут свою «правую руку» Имада Мугнию по прозвищу Гиена. Он также заверил, что договорился об освобождении заложников за выкуп, и уже заплатил $100 тыс (потом заявил о $15 млн, и их надо было ему вернуть).
2 октября на окраине Бейрута обнаружили тело Каткова — у раненого началась гангрена, вместо помощи его просто расстреляли. Террористы по радио напомнили свои требования.
После этого Михаил Горбачёв попросил президента Сирии приостановить наступление сирийских войск у Триполи, где сирийцы вытесняли из Ливана палестинских боевиков.
Советские спецслужбы все поняли: единственная сила в Ливане, кому было выгодно это похищение, — палестинцы, никакой новой группировки не существует.
Сил действовать самостоятельно у КГБ в Ливане не хватало, и наши обратились к лидеру общины друзов. Друзы поймали второго помощника Арафата — Хаджа, тот признался, что это они с Гиеной стояли за похищением и выдал место, где держали заложников — это делали не палестинцы, а их союзники из «Хезболлы». Через друзов КГБ получил шифровки, которые боевики «Хезболлы» отправляли в Тегеран.
До сих пор не установлено, как именно были освобождены заложники. Основная версия принадлежит главе резидентуры в Бейруте, полковнику КГБ (СВР) Юрию Перфильеву. К середине октября несколько похитителей были убиты в перестрелках. Причем СССР не имел к этому отношения, но среди террористов говорили обратное.
Улицы Бейрута, 1982 год
© ru.wikipedia.org
Дело не двигалось, и в конце октября Перфильев добился личной встречи с Муххамадом Фадлаллой, основателем «Хезболлы». Сотрудник КГБ намекал, что ему известны все участники похищения, СССР терпелив, но любому терпению приходит конец.
Перфильев заявил Фадлалле: «Кум (город, где живут великие аятоллы, и откуда руководил Ираном духовный лидер аятолла Хомейни) очень близок, и ошибка при запуске ракеты всегда может произойти, техническая ошибка, какая-нибудь неполадка. Об этом нередко пишут». Через два дня после разговора с Фадлаллой заложников освободили, выкинув из машины на окраине Бейрута. Говорят, они сами пришли в советское посольство. Заложники провели в плену ровно месяц.
Основатель «Хезболлы» Муххамад Фадлалла
© ru.wikipedia.org
Свирский и Мыриков вернулись в СССР, работали в советских посольствах по всему миру, на Ближний Восток их больше не посылали. А вот майор КГБ Олег Спирин продолжил службу, его снова легендировали как сотрудника дипломатической миссии в Кувейт. Там Спирин вместе с женой исчезли: пара вышла из посольства, и больше никто их не видел — он вёл двойную игру и был отправлен самолетом в Англию, оттуда — в США. Говорят, так решила его жена.
Главный вдохновитель и исполнитель похищения Имад Мугния совершал теракты по всему миру. Москва официально так и не обвинила Арафата в захвате заложников. Достоверно неизвестно, знал ли он о делах, которые проворачивал его помощник в Ливане. Есть версия, что именно Мугния предложил Усаме бен Ладену использовать угнанные пассажирские самолёты для теракта 11 сентября 2001 года.