Город История

Как хотели запретить высотное строительство в Москве

0 5433

Про Сталинские высотки в Москве написано огромное количество материалов. Опубликованы их чертежи, сметы и так далее. Но при работе в архивах иногда попадаются интересные документы, которые раньше не публиковались.

Жилой дом на Кудринской площади

Так, мой коллега (известный под никнеймом to_the_future), ища нужную ему информацию в Российском государственном архиве новейшей истории, наткнулся на материалы о том, как в 1953 году хотели запретить высотное строительство в Москве и громили Сталинские высотки от души. А между тем до знаменитого постановления № 1871 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» еще как минимум 2 года.

Документы в РГАНИ хранятся на микропленке и были пересняты с экрана аппарата для просмотра.

Микрофильм — показываю, что такое древние технологии

Так как одна страница на экран не влезает, то вы увидите сшивку двух файлов. Текстовая часть документов представлена в виде текста, чтобы вам удобно было читать. А вот приложения — таблицы, только в виде картинок. Формат дзена не позволяет сверстать удобоваримую таблицу.

К сожалению архивный шифр документа не сохранился, так что увы, его дать не могу.

ПИСЬМО № 1

Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.К.

Товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.

В 1948–1949 гг. в Москве было начато строительство восьми высотных зданий: Московского государственного университета, административных зданий — на Смоленской площади, у Красных Ворот, в Зарядье, гостиниц — на Каланчевской улице и на Дорогомиловской набережной и жилых домов — на Котельнической набережной и на площади Восстания.

Сметная стоимость всего высотного строительства определяется в 7,8 млрд. рублей. Фактические затраты на это строительство значительно превышают сметную стоимость.

Анализ данных стоимости высотного строительства показывает, что при решении вопроса об этом строительстве проявилось расточительство, вопиющая бесхозяйственность и бесконтрольность. Враг народа Берия руководя этим строительством нанёс огромный ущерб государству.

Средняя сметная стоимость 1 кв. метра хилой площади в высотных зданиях равна 9760 руб., — т. е. почти в пять раз больше стоимости 1 кв. метра благоустроенной жилой Площади в многоэтажном хилом доме (2000 руб.).

Средняя стоимость 1 кв. метра помещений основного назначения в высотных административных зданиях составляет 10,6 тыс. рублей, тогда как в многоэтажном здании с повышенной отделкой (ул. Горького, 11) она не превышает 2,3 тыс. рублей.

Затраты на эксплуатацию высотных зданий в пять раз выше стоимости эксплуатации многоэтажных зданий.

Строительство одинаковой по размерам жилой площади в многоэтажных зданиях осуществляется в 5–6 раз скорее в сравнении с высотным строительством.

Подсчёты показали, что за счёт средств, ассигнованных на все высотное строительство, в Москве, можно было бы построить 3,9 млн. квадратных метров полностью благоустроенной жилой; площади, что увеличило бы жилой фонд города Москвы на 18% и удовлетворило жилой площадью, при норме 6 кв. метров на человека, 650 тыс. граждан. Иначе говоря, такого количества площади хватило бы для того, чтобы полностью удовлетворить жильём всех тех трудящихся Москвы, которые проживают сейчас в бараках, подвалах, ветхих домах и состоят на очереди в районных советах, как правило, по несколько лет.

Московский комитет партии и Московский Совет вносят на Ваше рассмотрение следующие предложения:

1. В дальнейшем строительство высотных зданий в Москве не производить, так как оно требует огромных денежных и материальных затрат, при крайне низкой эффективности расходуема средств.

По поводу строительства высотного административного здания в Зарядье, Московский комитет партии и Московский Совет представят Вам свои предложения дополнительно.

2. Передать Управление проектирования Главвысотстроя Министерства строительства, по состоянию на 1 июля 1953 года, Архитектурно-планировочному управлению Мосгорисполкома для проектирования объектов жилищного и культурно-бытового строительства в Москве.

Просим Ваших указаний.

1 августа 1953 года.

Н. Михайлов
М. Яснов

Мой комментарий к тексту

Письмо датировано 1 августа, то есть уже после ареста Лаврентия Павловича. Некоторые историки даже утверждают, что к этому моменту Берия уже был мертв, так как был застрелен при аресте. Но в любом случае, в августе писать про «врага народа» уже можно было. Только я вот не нашел нигде упоминаний о том, что строительством высоток руководил именно товарищ Берия.

Н. Михайлов — Николай Александрович Михайлов. В августе 1953 года занимал пост первого секретаря Московского областного комитета КПСС (МК КПСС). Что интересно в декабре того же года он был членом Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР, осудившего к смертной казни Л. П. Берия и ряд близких к нему лиц.

М. Яснов — Михаил Алексеевич Яснов. В августе 1953 года занимал пост председателя Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов.

Приложения к письму

Сравнительные показатели сметной стоимости высотного и многоэтажного строительства.

Сравнительные показатели сметной стоимости высотного и многоэтажного строительства.

Сравнительные показатели сметной стоимости высотного и многоэтажного строительства.

В конце каждой части приводится сравнение, что можно было бы построить за эти деньги. Лично меня впечатлило, что вместо МГУ можно было бы возвести 38 комплексов зданий МВТУ им. Баумана.

Эксплуатационные расходы.

Итоговые показатели эффективности капиталовложений при высотном и многоэтажном строительстве.

И второе письмо товарищей Михайлова и Яснова о судьбе высотки в Зарадье.

Проект восьмой высотки в Зарядье по проекту архитектора Дмитрия Чечулина.

Письмо № 2

Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
Товарищу ХРУЩЕВУ Н.С.

Об этажности строящегося административного здания в Зарядье

Согласно утверждённому проекту высота административного здания в Зарядье определяется в 48 этажей. Стоимость строительства указанного здания вместе с затратами на другие мероприятия, связанные с этим строительством, согласно смете, составленной Управлением проектирования Главвысотстроя Министерства строительства, определяется в 2,311 млн. рублей.

Эта смета не утверждена, она не подвергалась и экспертизе в Государственном Комитете Совета Министров СССР по делам строительства. Составленная проектной организацией смета в настоящее время рассматривается в аппарате Министерства строительства.

Из указанной выше общей суммы затрат, стоимость самого административного здания определяется в 1,204 млн. рублей. Остальные средства предусматриваются:

  • на жилищное строительство для граждан, переселяемых из сносимых домов, находящихся на территории строительной площадки — 193 млн. рублей;
  • на строительство домов для строительных рабочих — 190 млн. рублей;
  • на строительство промышленных предприятий — 82 млн. рублей;
  • на работы по благоустройству — 94 млн. рублей;
  • на приобретение строительных машин и механизмов — 107 млн. рублей;
  • на так называемые доводочные работы (исправление дефектов, переделки и прочие работы) — 71 млн. рублей;
  • удорожание работ, выполняемых в зимнее время, определено в 40 млн. рублей;
  • на приобретение мебели — 70 млн. рублей;
  • и на разные другие работы, включая строительство специальных сооружений — 260 млн. рублей.
  • Фактические затраты по состоянию на 1 июля 1953 года составляют 380 млн. рублей, из них на строительство здания израсходовано 120 млн. рублей. За эти средства выполнены работы по устройству фундаментов в количестве 75,5 тыс. м³ из общего объёма 103 тыс. м³. Кладка стен выполнена в количестве 2000 м³, что составляет 2% от общего объёма работ. Из 16 218 тонн металлоконструкций смонтировано 2380 тонн. В настоящее время работы по монтажу металлоконструкций ведутся на уровне 6-го этажа наземной части здания.

Недостроенный каркас высотки на фоне другой…

Из предусмотренных сметой 193 млн. рублей на строительство жилых домов для граждан, переселяемых из сносимых домов, на 1 июля с. г. израсходовано 124 млн. рублей. Из подлежащих переселению 7959 чел. на 15 июля с. г. переселено 4710 чел.

На строительство жилых домов для строительных рабочих израсходовано 45 млн. рублей и на строительство промышленных предприятий 14 млн. рублей.

Общий объём строящегося административного здания в Зарядье по утверждённому проекту определяется в 1262 тыс. м³, а служебной площади в этом здании будет всего лишь 71 тыс. кв. м. Таким образом на каждый кв. метр служебной площади надо построить 17,7 м³ объёма здания или на 8 м³ больше, чем при строительстве многоэтажного (невысотного) административного здания.

Такое чрезмерно завышенное соотношение объёма здания к количеству служебной площади в нем считаем ничем не обоснованным. Оно является следствием исключительно больших излишеств, допущенных при разработке проекта данного здания.

Только нежеланием считаться с экономикой строительства высотных зданий, проявленным при составлении заданий на проектирование и при разработке самого проекта, можно объяснить тот факт, что одну треть всего объёма здания — свыше 400 тыс. м³ составляет подземная часть этого здания.

Излишества в объёме и расточительство в отделке привели к тому, что стоимость всех затрат, предусмотренных в смете на строительство 1 м³ административного здания в Зарядье, опреде¬ляется в 1830 рублей, тогда как стоимость 1 м³ административного здания, построенного на улице Горького, д. 11, составляет 232 рубля или в 3 раз дешевле.
Учитывая изложенное, считаем высотное административное здание в Зарядье, в том виде, как оно запроектировано, экономически невыгодным, как в строительстве, так и в эксплуатации и вносим на Ваше рассмотрение следующие предложения:

1. Высоту строящегося административного здания в Зарядье вместо 48 этажей, как это предусмотрено проектом, ограничить 10 этажами. При этом объём здания определяется, примерно, в 854 тыс. м³, а площадь служебных помещений в нем составит 37 тыс. кв. м. Общая высота 10-этажного здания не должна превышать 45 метров, тогда как высота запроектированного здания в 48 этажей определена в 275 метров.

По предварительным соображениям стоимость здания в 10 этажей, с учётом затрат на выполненные работы, определяется примерно, в 630 млн. рублей.

Для окончания строительства здания высотой в 10 этажей потребуется дополнительно выделить ассигнования в сумме примерно 250 млн. рублей, при этом строительство жилых домов для строительных рабочих и строительство подсобных предприятий должны быть отнесены за счёт капиталовложений Министерства строительства, выделяемых на эти цели в централизованном порядке.

2. Нам представляется неправильным такое положение, когда Министерства, осуществляющие строительство высотных зданий в Москве, одновременно являются и заказчиками по строительству этих зданий. Поэтому считаем целесообразным функции заказчика по строительству высотных зданий возложить на Мосгорисполком, передав ему из Министерства строительства и Министерства оборонной промышленности весь аппарат, осуществляющий контроль за строительством высотного здания гостиницы на Дорогомиловской набережной, жилого дома на площади Восстания и административного здания в Зарядье.

Такое мероприятие является целесообразным ещё и потому, что в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 16 июля с. г., по окончании строительства эти дома должны быть переданы в ведение Мосгорисполкома.

Просим Ваших указаний.

Секретарь МК КПСС Н. Михайлов
Председатель исполкома московского Совета М.Яснов

13 августа 1953 г.
№ 185

Разослано:
Тов.Маленкову Г.М.
Тов.Болотову В.М.
Тов.Хрущеву Н.С.
Тов.Ворошилову К.Е.
Тов.Булганину Н.А.
Тов.Кагановичу Л. М.
Тов.Микояну А.И.
Тов.Сабурову М.З.
Тов.Первухину М.Г.

15 августа 1953 г.