Культура Советы

Как художники сохраняют продуктивность: проверка советов на практике

0 2756

Арт-критик Эдди Франкель изучил рекомендации художников о поддержании продуктивного состояния в сложные жизненные периоды. Клео.ру знакомит читателей с неожиданными выводами, к которым он пришел после знакомства с тремя тематическими книгами.

Бездействовать бывает полезно

В новой работе искусствоведа Кэти Хессель, автора бестселлера «История искусства без мужчин» (18+), содержатся вдохновляющие цитаты творцов: по одному выразительному высказыванию на каждый день календаря. Согласно концепции, в издании представлено 360 цитат, среди авторов которых много участников движения YBA (молодых британских художников).

Среди простых призывов в стиле «Разбей это!» (рекомендует Трейси Эмин, известная провокационными работами) и «Будь гибким» обнаруживается и более практичный совет: «Лучшее противоядие от отчаяния — действие». Изначально Эдди Франкель с изрядной долей скепсиса воспринимает этот вызов, поскольку действие через «не хочу» редко приносит удовольствие или удовлетворение. У критика нет запланированных проектов на ближайший сезон, он давно оставил тренировки и в целом ничто не ладится. «Пытаться творить в подобном состоянии — не лучшая затея», — размышляет он и решает отложить дела до завтра. Аффирмация на следующий день у Хессель, кстати, звучит еще практичнее: «Невозможно постоянно пребывать в тонусе. Не стыдись делать паузы в работе».

«Это мне точно по силам!» — заключает Франкель и спокойно отправляется на кухню готовить чай, следуя еще одному наставлению из книги. «Погрузиться в творческий поток помогает чашка любимого напитка, будь то йоркширский чай с молоком (выбор Хессель) или горячая вода с розмарином (предпочтение кинематографистки Аньес Варды)».

Однако чайная церемония мало помогает арт-критику — разве что спасает от обезвоживания. Рекомендацию смотреть на мир глазами сюрреалиста герой также встречает с сомнением, а вот совет от художницы Мэри Стефенсон неожиданно находит отклик.

Бездействовать бывает полезно.© freepik.com

Сменить фокус зрения

«Переведи свою студию на колесную базу!» — призывает Стефенсон. У Франкеля как раз сохранилась тележка из сетевого супермаркета: вместе с мисочкой от недоеденного утреннего йогурта этот «кортеж» перемещается в гостиную. Колесо завертелось? Для героя, видимо, так и есть. Стоит оговориться, что отсутствие тележки и скромные метражи могут помешать читателю воспроизвести этот опыт. Вероятное решение — воспринять совет менее буквально: самостоятельно перейти в другое помещение или слегка изменить расстановку вещей в пространстве. Следующая книга, за которую берется Эдди Франкель, называется «Заметки по выживанию. Уроки жизни от художников современного искусства» Лидии Фигэс. Фигэс, в отличие от Хессель, использует метод глубинного интервьюирования респондентов. В процессе диалогов рождаются глубоко осмысленные формулировки. Например:

«Прокрастинации в обычном понимании не существует, ведь ценна любая активность, даже если она не конвертируется в деньги» (как отмечает художник Альваро Баррингтон). Для героя это все же звучит непрактично, особенно когда приходит время платить за коммунальные услуги. Верить в себя, игнорировать злобных критиков (особенно арт-критиков), продолжать создавать «плохое» искусство и заботиться о ментальном здоровье...

«Ладно, — вздыхает Франкель, — пора перейти к советам из третьей книги».

Освободить место в голове (и на рабочем столе)

Книга «Зачем нам искусство?» Бена Люка создавалась как сопутствующий продукт его подкаста A Brush With. Легко представить, как Люк работал над изданием: расшифровал записи эфиров, отобрал наиболее интересные фрагменты — и готово! В студии Люк обычно расспрашивает гостей о личных пристрастиях — книгах, музыке, увлечениях, от которых возникает внутренний отклик. То же самое читатель находит на страницах: признания в любви к стилю рококо, композициям Мисси Эллиотт и поэзии Эмили Дикинсон. Безусловно, эти советы нельзя назвать универсальными, хотя кого-то они могут побудить к расширению кругозора. Также Бен Люк уточняет у художников, практикуют ли они ежедневные ритуалы. Оказывается, такие есть у многих. Самый распространенный элемент рутины... наведение порядка в доме. Героя это не воодушевляет нисколько.

«Милые обертки, пустые кофейные чашки, непрочитанные газеты... С какой стати мне со всем этим расставаться?» — бормочет Франкель, нехотя начиная «кампанию» по очистке квартиры от хлама. Спустя час все занимает правильные позиции: стулья, пакеты и мысли в голове.

Поддерживать порядок вокруг и в мыслях оказывается несложно. И для этого не обязательно приобретать книгу с рекомендациями от художников — достаточно иногда прислушиваться к маме, которая обычно разбирается в чистоте. Впрочем, Эдди Франкель сохраняет оптимизм и призывает читателей по максимуму учиться у искусства, даже в мелочах.

Девушка наводит порядок.© freepik.com

Ранее Эмир Кустурица рассказал, почему не любит «Оскар» и критикует «Анору».