Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи. Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%.
Общий налоговый кодекс — это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском.
Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой.
Минск не является в данном случае исключением.
Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошлины и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами. Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы.
При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий. В Белоруссии в последнее время и без этого происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант.
А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста — будет идти ссылка на Москву и на глубокую экономическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ.
Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей. Не совсем правильно утверждать, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете — эти элементы присутствуют и там.
Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.
В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.