В ближайшей перспективе — исчезновение большой части местного пляжа. Процесс уже вовсю идёт, и первыми его ощутили постояльцы Олимпийской деревни.
Как такое могло случиться и в чём причина? Как обычно это бывает у нас в России, всё дело в абсолютной некомпетентности и патологической жадности госчиновников.
Ради денег и просто из нежелания прислушаться к мнению учёных они готовы уничтожить целые экосистемы. Тем более когда речь идёт о самом громком нацпроекте последнего десятилетия — застройке Имеретинской долины под нужды сочинской Олимпиады. Долина эта возникла по геологическим меркам буквально вчера — всего лишь 7,5 тысяч лет тому назад. Она почти абсолютно плоская — уклон не превышает нескольких метров. На велике кататься одно удовольствие.
Весь берег был украшен сплошным широким пляжем, усыпанным галькой и чёрным песком. В некоторых местах его ширина доходила до 100 метров, что засвидетельствовала немецкая аэрофотосъёмка времён оккупации. Впрочем, и на снимках совсем недавнего времени, перед олимпийским строительством, пляж виден очень хорошо. Обратите внимание на небольшой водоём прямоугольной формы в левой части снимка. Напротив него — пляж стандартной ширины, чуть уже, чем соседний.
А вот что сейчас мы видим на побережье, возле того самого водоёмчика. Как раз самое начало Олимпийской деревни, её орнитологический парк.
Давайте пройдём вдоль побережья и своими глазами увидим причину экологического бедствия. Ведь когда на морском курорте исчезает пляж — это и есть самое настоящее бедствие. Вот в этом месте, у бистро, песок и галька всё ещё покрывают ростверк бетонной набережной.
Сюда можно попасть, если проехать к морю перпендикулярно между стадионом «Фишт» и Ледовым дворцом.
Отснял панорамное фото, для лучшей визуализации. Граница реального пляжа проходит прямо по правому торцу кафе. Очень интересно будет вернуться сюда через год-другой и посмотреть, куда уйдёт песок.
Ещё один вид. Очень удобно засекать от рекламы «Рэдиссона».
Если двинуться от этой точки вдоль берега в сторону Адлера, то буквально через 5 метров сразу увидишь разницу.
Пляжное покрытие ушло резко вниз, примерно на 0,5—1 м.
Здесь для организации береговой защиты навалили больших камней. Очень хорошо для романтических фотографий, конечно. Как, вы ещё не подписаны на мою инсту?? Да как так можно-то, пропускаете всё самое красивое и сочное.
Тут надо рассказать, как вообще появился имеретинский галечный пляж. Ещё в те времена, когда древние кавказские племена сооружали дольмены, они наблюдали, как небольшая горная река Мзымта выносит в Чёрное море тысячи тонн песка и мелких камней. Наука называет их аллювиальными отложениями. Сейчас по руслу реки проходит граница между Адлером и Олимпийской деревней.
На фото хорошо видна граница между коричневой речной и синей морской водами. Сила юго-восточного течения разносит песок и гальку вдоль побережья, к границе с Абхазией, и формирует пляж. Морское дно на этом участке обрывистое и почти сразу уходит на глубину до 500 метров.
Ежегодный объём выносимых отложений — порядка 30 000 куб. м в год. Это почти 300 (!) ж/д вагонов, или 2500 КамАЗов.
Настоящая каменно-песочная река! Подробнее тема «вдольбереговых наносных потоков» освещена в нескольких научных диссертациях, которые при желании можно найти в интернете. Такой гигантский объём, понятно, не выносится полностью на пляж, а примерно на треть отсыпается в глубину, делая обрыв более пологим. Море и его шторма то накрывали Имеретинскую долину, то отступали под натиском отложений и в результате пришли к равновесию. Которое было нарушено в ходе безалаберного проектирования и поспешного строительства всего олимпийского кластера. Первый удар приняли на себя местный пляж и набережная в районе Олимпийской деревни.
Этот участок разрушился не просто так. Давайте посмотрим, на чём держится бетонная конструкция. А на всё том же галечно-песчаном основании.
Морские штормовые волны вымывают пляж, утаскивая аллювий на большую глубину, основание исчезает, набережная рушится.
Всё просто. Как раз за день до съёмки в Сочи наблюдалось что-то в виде небольшого шторма, и я даже удирал от него, пусть и постановочно.
На Олимпийской набережной волна спокойно перекинула гальку на велосипедную дорожку.
Смыло и часть тротуарной плитки.
А конструкции набережной и вовсе пришёл полный кирдык.
Замечу, что несколько лет назад на этом участке ещё был вполне приличный пляж. Сейчас же на его месте остался узкий стометровый огрызок шириной всего в несколько метров.
По бокам строители уже отсыпали целые горы камней, для береговой защиты. На предыдущем фото слева можно узреть кучу высотой в два человеческих роста. Другой конец более пологий.
Как видите, свежеотстроенный городок полностью лишён пляжа. Более того, оставшийся пляжный отрезок стремительно отступает, и граница уже проходит по стадиону «Фишт». Кто или что виновато в том, что море отбирает у сочинских отдыхающих драгоценные метры купания и загара?
Виновник экологических бед хорошо виден на следующем фото. Знакомьтесь: Имеретинский морской порт.
Это не классический морпорт в нашем понимании, куда заходят огромные корабли и разгружаются десятки торговых судов. Так, небольшое пристанище для катеров, яхт и прогулочных корабликов, на которых катают туристов.
При всей своей никчёмности и малозначимости порт занял важнейший кусок побережья, у самого устья Мзымты. И наглухо перегородил русло той самой «каменной реки», снабжавшей аллювиальным материалом Имеретинский пляж.
Теперь всё, что выносит Мзымта с горных склонов кавказских гор, уходит прямиком в бездонные морские недра. А побережье нуждается в ежегодной отсыпке тех самых 2500 КамАЗов. По 6—7 в день.
Каждый день, без выходных и праздников. Иначе море всё равно возьмёт своё, ему наплевать на Олимпиады и яхтенные нужды высокого начальства. Оставляя вот такие пустоты под будущими провалами набережной. Со скоростью примерно 100 метров в год.
А куда уходят так необходимые туристам галька и песок? Так вот же они, скапливаются прямо у порта и под ним. Обратите внимание на бетонные уголки, занесённые смесью.
Всего несколько лет назад они были скрыты под водой, как и трубчатые стены порта.
А теперь под портовыми конструкциями прямо-таки Тенерифе...
Подавляющая часть вынесенной из Мзымты гальки оседает теперь вниз, образуя гигантский конус, по чьей вершине я и ходил, наблюдая удары волн о дальнюю часть галереи.
Через пару лет тут можно будет устраивать пикники, не опасаясь, что зальёт. Если в одном месте что-то прибывает, в другом точно так же убудет.
Первым в 2012 году погиб стометровый участок пляжа Олимпийской деревни, примыкающий к порту. Кстати, если вы думаете, что такая мощная каменная стена надёжно защитит набережную, то ошибаетесь. Она опускается со скоростью примерно 1—2 метра в год, ведь из-под неё море вымывает песчаное основание.
За этим участком погиб следующий, потом ещё один, где я героически восседал на велосипеде. Процесс деградации идёт ежедневно, вытесняя отдыхающую публику всё ближе и ближе к границе с Абхазией. У самого порта тоже, кстати, проблемы. С одного конца — канарские пляжи, с другой — начало провала.
Лихорадочно начинаем затыкать дыры и монтировать новые перегородки. Вот только поможет ли?
Кто виноват — понятно, но что делать? Выхода всего два: снести порт или организовать перенос гальки специальными инженерно-морскими судами.
Первый вариант намного лучше, но он практически неосуществим. Ведь придётся посадить тех болванов, кто подписывал разрешение на строительство, а они сейчас руководят нашим государством.
Второй вариант сопряжён с постоянными расходами, да и чиновникам пока эта тема не очень интересна. Как обычно, проблема должна перейти в фазу тотального апокалипсиса, чтобы руководство края начало чесаться. Думаю, это произойдёт через 5—6 лет, когда полностью исчезнет пляж перед главными олимпийскими объектами. Тогда и возникнут в телевизоре героические физиономии всяких вице-премьеров, раздающих команды по спасению того, что ушло на дно морское ещё позавчера.
А пока делайте памятные фотографии, запоминая на всякий случай геолокацию.
Над прекрасным олимпийским пляжем сгущаются тучи, и не факт, что вы сможете позагорать тут через пару лет. Вернёмся сюда следующим летом и сравним?