Советы

Как избавиться от навязанных услуг при получении кредита

1 5436

Когда-то давным-давно, еще в сытые и спокойные советские времена, в нашей отечественной торговле процветала негласная система продаж «с нагрузкой», когда что-нибудь крайне необходимое и дефицитное можно было приобрести только вместе с чем-нибудь совсем ненужным, то есть фактически с переплатой. Казалось бы, с утверждением рыночных отношений и исчезновением самого понятия «дефицит» эта система должна уйти в небытие. Но не тут-то было. Когда какой-нибудь товар вам жизненно необходим, продавец всегда найдет способ – любыми правдами и неправдами – поднять на него цену или продать с нагрузкой. Так, как это иногда происходит при оформлении кредита в банке.

Навязчивый сервис

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Знакомая многим ситуация: вы оформляете кредит на покупку холодильника, а сотрудники банка не просто рекомендуют застраховать жизнь и здоровье или приобретаемое имущество, а напрямую увязывают покупку полиса с решением банка о выдаче кредита. Между тем заключение любого предложенного банком договора является добровольным, и вы вправе не соглашаться на предлагаемую страховку.

Правда, здесь есть одна тонкость: закон не относит кредитные договоры к публичным, то есть обязательным для заключения с любым лицом на одинаковых условиях. Фактически это означает, что при отказе от тех или иных дополнительных услуг банк может установить для клиента менее выгодные условия по основному договору. Если вы, например, откажетесь от заключения договора добровольного страхования, банк вправе оценить риски по кредиту как более высокие и заложить их в процентную ставку по договору, установив ее выше, чем по договорам со страховкой. Наконец, банк вправе отказать вам в выдаче кредита без объяснения причин.

«Период охлаждения»: две недели на раздумья

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Для решения проблемы с навязыванием страховок Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и вернуть себе уплаченную страховую премию. «Период охлаждения» составляет не менее 14 календарных дней и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

При отказе от страховки в оговоренный срок страховщик обязан вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик при возврате средств вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала действия договора. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания должна вернуть премию.

Думайте сами, решайте сами…

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

При заключении договора банк может предложить вам подписать бланк типового заявления. В типовом заявлении, например, может содержаться «просьба» клиента заключить с ним договор на предоставление кредита с использованием банковской карты, на открытие текущего счета или подключение интернет-услуг. Рекомендуем изучать предлагаемые банком для подписания типовые заявления не менее внимательно, чем условия основного договора. Нет сомнений, многие дополнительные услуги, в частности интернет-банкинг, могут быть полезными и удобными. Однако вы вправе сами решать, необходима ли вам та или иная услуга, особенно когда за нее нужно платить. Если необходимости в дополнительных сервисах нет, то от них можно отказаться, даже если они были подключены автоматически. Для этого необходимо подать соответствующую заявку/претензию в колл-центр или непосредственно в отделение банка. При возникновении разногласий можно обратиться к руководителю кредитной организации или в Банк России через интернет-приемную.

Автор: заместитель начальника управления по связям с общественностью ГУ Банка России по ЦФО. Специально для «Ридуса».