Политика

Как избирательная система России изменилась за последние 25 лет

0 15104

Сегодня, 30 октября, избирательной системе России исполняется 25 лет. За это время, уверен директор Института новейших государств Алексей Мартынов, нашей стране удалось пройти путь в развитии выборных процедур, который старые демократии Европы и Америки проходили за 250 лет. Более того, считает эксперт, «по ряду моментов российская избирательная система в несколько крат опережает страны ЕС, США и Канаду».

«И это не только мнение наших политологов. Это признают и эксперты на Западе. Естественно, те, которые занимаются наукой, а не пропагандой. На сегодняшний день избирательная система РФ одна из самых передовых в мире», — сказал Мартынов в интервью «Ридусу».

Он отметил, что в настоящий момент в России наблюдается увеличение вовлеченности в электоральные процессы граждан, причем не только в качестве избирателей, но и как непосредственных участников выборов.

«Такая динамика отражается в цифрах явки и в масштабе информирования населения. Можно по-разному относиться к избирательной системе России. И, конечно, в людях еще очень сильна память о выборах в 90-х и 2000-х годах, когда допускались серьезные перекосы относительно использования административного ресурса и разнообразных манипулятивных технологий».

Однако сегодня эти явления практически сведены к нулю. Возьмем, к примеру, Приморье. Когда кандидатов уличили в использовании административного ресурса, выборы было решено аннулировать. Это свидетельствует о состоятельности избирательной системы и жесткой позиции российского руководства. Выборы ради выборов давно никому не нужны, — пояснил директор Института новейших государств.

Особое внимание Мартынов обратил на то, что современная российская избирательная система имеет достаточно неплохую техническую оснащенность. Речь идет о КОИБах, QR-кодах и видеонаблюдении во время проведения голосования.

«Стоит заметить, что сейчас активно идет дискуссия о возможности виртуального голосования. В мировой практике такое уже есть. Но у нас пока до конца не решен вопрос, связанный с анонимной идентификацией избирателей. Чем четче идет идентификация конкретного гражданина, тем больше вопросов по поводу тайного голосования, которое прописано в нашем законодательстве. У нас на сегодняшний день этот вопрос не решен, но, как известно, идут активные разработки технической стороны дела, и я надеюсь, что в ближайшем будущем наши избиратели смогут тоже голосовать онлайн», — заключил Алексей Мартынов.

Политолог Вячеслав Смирнов напомнил, что за 25 лет избирательная система России терпела изменения как минимум четыре раза. Это было связано с первичными выборами в Совет Федерации, когда сенаторы выбирались всего на два года на основе мажоритарной системы, с изменением пропорции одномандатников и «списочных» парламентариев в Госдуме, а еще с изменением проходного барьера.

Со временем у нас должен окончательно оформиться избирательный кодекс. Он еще до конца не сформирован. И я хочу надеяться, что он станет по максимуму совершенным. Однако впереди еще — большой пласт работы. Все-таки это будет единый избирательный кодекс. Таковы пожелания и у президента, и у руководства ЦИКа, и у депутатского корпуса, — отметил Смирнов.

Член ЦИК РФ Александр Клюкин в свою очередь рассказал, что в России с её культурным разнообразием создать единый избирательный кодекс будет крайне непросто:

«Да, об этом идет речь, об этом говорят политологи. Рассуждают на тему единого кодекса и члены Центральной избирательной комиссии. Но я пока трудно себе представляю, как сделать так, чтобы в одном документе были учтены все особенности нашей страны. Полагаю, что задача эта весьма трудоемка. Я думаю, если такой кодекс появится, то не скоро».

Идея создания единого избирательного кодекса РФ была озвучена в конце 2016 года. Тогда президент России Владимир Путин поручил создать рабочую группу с привлечением членов правительства, ЦИКа, Госдумы и Совета Федерации для дальнейшей работы по усовершенствованию избирательного процесса.

Глава Центризбиркома РФ Элла Памфилова полагает, что такой кодекс должен исключать «любые противоречия и неопределенности», а также быть «понятным для восприятия и применения его организаторами выборов разного уровня и ясным для избирателей».