Культура

Как изображали эротичные чулочки на протяжении мировой истории

1 4736

Хоть чулки и являются одним из древнейших элементов одежды (например, штаны были изобретены, когда наконец кто-то догадался соединить вместе пару чулок), в изобразительном искусстве они появились очень поздно. Потому что это ж срамота!

Да, вот так устроена человеческая мораль. Полностью голая Венера, без единого клочка одежды -- это пожалуйста, с конца 15 века в любом ракурсе, в любой позе. А вот в чулках ее изображать нельзя было. Только 19 век, когда художникам постепенно становилось плевать на буржуазную мораль, чулки (в особенности чулки на абс. голых женщинах) начинают возникать на картинах.

Курбе. Лежащая обнаженная, 1862

А все почему? Потому что если женщина просто обнаженная, да на фоне какого-нибудь пейзажика понейтральнее, да даже на фоне интерьера -- всегда можно притвориться, что сие олимпийская богиня Афродита. И изображая ее, художник выражал почтение к классической культуре. Ну и ты, мужчина, когда на эту картину смотришь, ты не на голую тетку пялишься, а тоже приобщаешься к вышеозначенному пласту.

А если на девушке чулки, то тема с абстрагированием, деланием вида, что это античная тетка, сразу перестает срабатывать. Эта деталь одежды сразу переносит натурщицу в реальность, делает ее современицей художника и первых зрителей. А это практически ж порно по тем временам!

Джузеппе де Ниттис, 1879

«Олимпия» Мане вызвала скандал тем, что всем было понятно -- дама куртизанка. А у нее всего лишь бархотка на шее, даже чулков нету! Мане дерзнул выставить ее на парижский Салон — это такой аналог Евровидения того времени, только в живописи. Вот его и просклоняли как можно. Если б там были чулки, его б наверно вообще линчевали.

И, конечно, не стоит забывать, что чулки это реально сексуально. И двести лет назад это воспринималось еще острее, чем сегодня.

Georges Croegaert, 1888

Художникам приходилось быть очень аккуратными, чтобы не быть заплеванными приличной публикой. Но вообще подобные картины для широкой «публикации» и не предназначались, зачастую это были частные заказы для закрытых коллекций, для личного пользования-созерцания.

Илья Репин. Обнаженная (Спящая Нордман)

Напоминаю, что колготок, в современном нам понимании, еще не изобрели, и чулки были совершенно повседневной вещью, бывшей у каждой женщины. В зависимости от благосостояния, а также цели варьировался материал -- были и шелковые, и шерстяные.

Подвязки -- это тоже очень древний элемент одежды. В средневековье и Ренессанс его можно увидеть на картинах, в основном на изображениях мужчин во всяком обтягивающем. Потом подвязки стали уделом лишь женщин, и ушли в подполье, исчезли из искусства надолго.

Артуро Мичелина

Всяких удобств — изобретений 20 века, у этих чулок тоже еще не было. Я про удобные резинки, растягивание ткани и т. п.

Борис Григорьев

Самый популярный цвет чулок в картинах (и, видимо в жизни тоже) — это черный. Но встречаются и другие предсказуемые цвета -- красный, белый, изредка зеленый. В 18 веке носили и более сложные цвета, например розовый, но поскольку на тех картинах дамочки одетые, в подборку их не беру.

Андреас Цорн, 1914

Тулуз-Лотрек, который для удобства работы (и не только) в прямом смысле поселился в парижском борделе, оставил огромное количество зарисовок проституток в повседневной жизни. Такое ощущение, что в свободное от работы время они все время ходили в одних комбинациях и чулках.

Тулуз-Лотрек. Софа, 1890-е

Тема женщины, одевающей или снимающей чулочек — это, разумеется, один из мощнейших фетишей. Был и остается. Кстати, появляется этот сюжет достаточно рано — еще в 18 веке, только на картинах эпохи рококо женщины, натягивающие чулки, еще целиком и полностью одеты. Тогда это воспринималось все равно как жуткая эротика.

Курбе. Женщина в белых колготках, 1861

По мере наступления 20 века тема чулков постепенно исчезает из реалистической живописи. Верней, реалистическая живопись исчезает целиком…

Франсуа Барро, 1930

А вот это как раз одна из ранних картин, начало 19 века. Делакруа, художник-романтик, был известный эпатажник.

Делакруа, 1825−1830

Больдини был вообще мастером парадненьких, таких «глянцевых» портретов для богатых. Но потрясающая маркиза Казати, скажем так, Леди Гага своей эпохи, была его возлюбленной, поэтому он с удовольствием написал ее вот в таком виде.

Джованни Больдини. «Портрет Луизы Казати»

У Шиле, как и у Тулуз-Лотрека, огромное количество рисунков женщин в чулках, в основном обнаженных.

Эгон Шиле, 1917

Редкий случай обнаженной натуры у ван Гога. Вот смотрю и думаю: блин, и хорошо, что он за эту тему редко брался!

Ван Гог, 1887

Вот такая вот сквозная тема любопытная, много говорящая о психологии и социальной жизни в прошедшие эпохи. 

А что, вы думаете, я это ради порнографии тут развожу? Нетушки! Для порнографии я бы себе любимой всяких мускулистых вьюношей повыкладывала.