Технологии

Как китайцы сделали сенсацию из открытия 100-летней давности

1 1318

В китайском городе Шэньян в понедельник прошли успешные испытания легкого самолета, оснащенного электродвигателем мощностью 20 КВт, работающим на водородных топливных элементах.

Одноместный самолет совершил свой первый полет на высоте 320 метров. Во время полета не было зафиксировано никаких вредных выбросов в атмосферу.

В принципе, водородным топливным элементам уже более ста лет, но до сих пор они находили себе применение в основном на дизельных подводных лодках, сказал «Ридусу» эксперт издания Flight International Владимир Карнозов.

«Интерес к водородным двигателям исходит из общего тренда постепенного избавления от двигателей, работающих на ископаемом топливе, так как водородный двигатель экологически чист. Но на данный момент это, пожалуй, его единственное преимущество перед обычными двигателями внутреннего сгорания», — говорит он.

Двигатели на водородных элементах применялись в том числе на советском многоразовом корабле «Буран», а сейчас работают на лайнерах Airbus. Но в обоих случаях они выполняют только второстепенную работу — там, где задействовать маршевый двигатель было бы стрельбой из пушки по воробьям.

«У существующих моделей двигателей на водородных топливных элементах есть ряд серьезных недостатков. Во-первых, они тяжелее, чем бензиновые или дизельные двигатели, а для авиации это критично. Более тяжелый двигатель с меньшей при этом мощностью - это поцелуй смерти. Во-вторых, есть проблема с производством и хранением водорода в объемах, необходимых для массовой эксплуатации таких двигателей. И главный минус — это то, что водород чрезвычайно огнеопасен, и иметь на борту его запас — все равно, что лететь на пороховой бочке», — объясняет эксперт.

О том, чем чревата эксплуатация водорода в авиации, напоминает трагическая судьба немецкого дирижабля «Гинденбург», ставшего своего рода «Титаником» гражданской авиации.

«Поэтому все попытки использования водородных двигателей в авиации сейчас — не более, чем одноразовые эксперименты. Универсально признанно, что от бензиновых двигателей надо уходить. Но станут ли именно водородные двигатели им полноценной альтернативой — в этом сейчас есть серьезные сомнения», — заключает Карнозов.