Китайская аэрокосмическая отрасль переживает звёздный час. Достигнув лидирующих позиций в области технологий и инноваций, помимо разработки новых боевых самолётов и БПЛА для внутреннего рынка, она планирует экспорт как минимум трёх современных истребителей.
Такой вывод можно сделать из рассекреченной версии ежегодного доклада Пентагона Конгрессу, посвящённого состоянию китайской армии и ВПК.
Пентагон — Конгрессу
В отчёте упоминается дебют двух самолётов-невидимок с инновационными конструкционными особенностями и без хвостового оперения, неофициально известных как J-36 и J-XDS. Дополнительно в документе отмечаются истребитель пятого поколения J-35A и палубный самолёт радиоэлектронной борьбы J-15D. Отдельного внимания удостоен новый самолёт раннего предупреждения и управления, созданный на базе транспортника Y-20B, предназначенного для «идентификации и отслеживания перспективных самолётов-невидимок».
Пожалуй, наиболее значимой частью доклада является утверждение, что Китай планирует построить к 2035 году шесть авианосцев, после чего их общее количество достигнет девяти экземпляров.
Что касается экспорта китайских истребителей, то в отчёте упоминаются самолёты пятого поколения Shenyang FC-31 (экспортный вариант J-35), истребитель четвёртого поколения Chengdu J-10C и JF-17. Последний из них (второе название — Thunder) является совместным китайско-пакистанским проектом и не используется НОАК.
Экспортный рынок
Среди желающих приобрести китайскую экспортную продукцию Пентагон заявляет о нескольких «заинтересованных клиентах», в число которых входят Египет, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты.
В последнее время основное внимание в разработке уделяется версии J-35 для базирования на авианосцах ВМС НОАК. Одновременно Китай разработал наземную версию данного истребителя-невидимки J-35A, которая представлена публике в конце 2024 года.
Несколько удивительно, что Пентагон не связывает потенциальный заказ на FC-31 с Пакистаном, хотя ранее уже объявлено о планах данной страны приобрести наземную версию такого самолёта.
Что касается Египта, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов, то известно, что данные страны всё ещё ищут новые боевые самолёты.
Изначально Египет должен был получить от России 24 истребителя Су-35. Однако угроза санкций США и намёк на поставку F-15 положили конец сделке. Вашингтон заявлял, что введёт санкции против Каира в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).
FC-31 и неугомонные шейхи
Для Саудовской Аравии китайский FC-31 (экспортный вариант J-35) пополнит довольно внушительный список конкурентов, сражающихся за право поставить в страну следующую партию современных самолётов.
Долгое время ожидалось, что Саудовская Аравия закупит ещё несколько истребителей Eurofighter Typhoon в рамках сделки, посредником в которой должна была выступить британская компания BAE Systems. Однако из-за опасений по поводу нарушений прав человека в Саудовской Аравии потенциальная сделка отложена. В итоге Эр-Рияд начал переговоры о покупке 54 истребителей Dassault Rafale. Совсем недавно компания Boeing подтвердила, что предлагает Саудовской Аравии истребители F-15EX Eagle II. В прошлом месяце сообщалось, что администрация Трампа рассматривает возможность продажи королевству до 48 истребителей Lockheed Martin F-35A.
Продажа истребителя-невидимки Саудовской Аравии стала бы значительным изменением политики, поскольку ранее Вашингтон не желал экспортировать F-35 арабским государствам региона, опасаясь нарушения стратегического баланса в отношении Израиля.
То же самое относится и к Объединённым Арабским Эмиратам. Как и в Саудовской Аравии, Пекин, похоже, предлагает там свой малозаметный FC-31 в качестве прямой альтернативы F-35.
Пакет вооружений для Объединённых Арабских Эмиратов, одобренный в конце предыдущей администрации Трампа и оцениваемый в сумму до 23,37 миллиарда долларов, включал, помимо прочего, 50 истребителей F-35A. В 2021 году правительство ОАЭ заявило о желании отказаться от этого плана из-за несколько ироничных опасений по поводу китайского шпионажа.
J-10C
В отчёте отмечается, что единственными экспортными поставками данного типа J-10C являются 20 единиц, проданных в Пакистан. Это часть двух предыдущих заказов из Исламабада. В общей сложности продано 36 самолётов с 2020 года. Когда остальные самолёты этой партии будут поставлены ВВС Пакистана, неизвестно.
С момента поступления на вооружение Пакистана J-10C совершил боевой дебют в столкновениях между Индией и Пакистаном в 2025 году. Многие наблюдатели указывали на значительное влияние этих самолётов, особенно в сочетании с их широко разрекламированными ракетами PL-15 класса «воздух — воздух».
В докладе сообщается, что Египет, Узбекистан, Индонезия, Иран и Бангладеш выразили заинтересованность в истребителе J-10C.
Тем не менее на данный момент Индонезия подписала контракт на 42 истребителя Rafale, после чего объявила о планах закупить до 24 истребителей F-15EX.
В Иране перспективы продажи истребителя J-10C могут быть несколько лучше. Дело в том, что иранские военно-воздушные силы находятся на грани краха. Особенно сильно они пострадали от беспрецедентного эмбарго на поставки оружия и растущего статуса страны-изгоя в мировом сообществе. В прошлом Иран связывали с потенциальной поставкой истребителей Су-35, которая пока не состоялась. Истребительные силы страны почти наверняка понесли тяжёлые потери в конфликте с Израилем в начале 2025 года.
Что касается Бангладеш, то эта страна тоже могла остаться без новых истребителей. Ранее в декабре сообщалось, что государство подписало письмо о намерениях с итальянской компанией Leonardo о покупке неуказанного количества истребителей Typhoon.
JF-17
Что касается JF-17 (самого простого и дешёвого из трёх китайских истребителей, ориентированных на экспорт), то его перспективы выглядят определённо лучше двух предыдущих. По состоянию на май 2024 года Пентагон зафиксировал продажи истребителей JF-17 Азербайджану, Мьянме, Нигерии и Пакистану. В отчёте говорится, что по состоянию на 2024 год велись переговоры о возможной передаче истребителей JF-17 Ираку.
Хотя Багдад уже много лет является активным покупателем китайского оружия, потребности страны в истребителях вполне удовлетворяются F-16 от Lockheed Martin — при условии, что они всё ещё находятся в эксплуатации.
Ещё в 2023 году Пентагон сообщил, что F-16IQ стал самой надёжной платформой Ирака для нанесения авиаударов по террористам ИГИЛ*. Сообщалось, что власти США и Ирака рассматривали возможность модернизации иракских F-16IQ.
Сегодня неясно, почему Ирак мог начать рассматривать возможность закупки JF-17. Одна из вероятных причин — просто увеличение численности истребительного флота и снижение затрат. Однако возможно, что иракские F-16 страдают от тех же проблем, что и в прошлом. Действительно, в 2020 году объявлено, что вывод американских ремонтных бригад из Ирака означает, что его флот F-16 находится под угрозой прекращения существования.
Сложно сказать, насколько точны оценки Пентагона относительно потенциальных экспортных продаж китайских истребителей, но они по-прежнему представляют интерес. Не в последнюю очередь потому, что Китай — четвёртый по величине поставщик вооружений в мире. И теперь он всё активнее работает в верхнем сегменте военного аэрокосмического экспорта. Действительно, предлагая три различных типа истребителей, Поднебесная вполне способна удовлетворить самые различные требования с точки зрения стоимости и возможностей.
Благодаря малозаметному FC-31 Пекин может предложить конкурента не только F-35, но и турецкому TF Kaan и южнокорейскому KF-21 Boramae в нижнем сегменте данного класса.
Китай всё больше укрепляет позиции в предоставлении ведомых беспилотников для совместной работы с пилотируемыми истребителями. В настоящее время страна совершает большие прорывы в области беспилотных технологий и активно разрабатывает аналоги американских ведомых беспилотных самолётов для совместной боевой авиации (CCA). Такие разработки могли бы предлагаться в паре с данными истребителями, что позволило бы даже небольшим странам получить доступ к новейшим концепциям операций и возможностям применения военно-воздушных сил.
Как отмечается в докладе Пентагона, поставки вооружений являются частью внешней политики Китая и дополняют помощь и инициативы, являющиеся частью инициативы «Один пояс — один путь». Многие развивающиеся страны, особенно в Африке, закупают китайские системы вооружения, потому что они дешевле западных. Последний пункт верен и в отношении JF-17.
Пекин более охотно, чем большинство западных стран, предлагает финансовые стимулы, такие как торговля и обмен полезными ископаемыми и гибкие варианты оплаты.
В целом три истребителя, как и все китайские образцы вооружения, обладают существенным преимуществом. Они не подпадают под жёсткие экспортные ограничения, обычно применяемые к западной продукции. История экспорта истребителей из Поднебесной показывает, что страна гораздо чаще выдаёт экспортные лицензии государствам, которым может быть запрещено приобретать западные образцы.
Если Китаю удастся заключить экспортный договор на поставку FC-31, это станет чрезвычайно важным событием, способствующим дальнейшему продвижению Китая на рынок высококлассных истребителей. Особенно если он будет предложен по привлекательной цене. Зарубежные заказы на такой самолёт помогут компенсировать дальнейшие затраты на разработку и снизить себестоимость производства, что сделает его ещё более привлекательным на экспортном рынке.
______________
* Решением Верховного суда России от 29 декабря 2014 года ИГИЛ признана международной исламской террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.