Третий сектор и Четвертая власть
Как известно, в любом правовом обществе существует три ветви власти — исполнительной, законодательной и судебной. Однако в современном мире выросла и новая ветвь. В экономической же сфере эта «ветвь власти» называется «третьим сектором» (первый — государственный, второй — коммерческий).
По статистике Университета Джона Хопкинса, совокупный доход НКО, работающих в 36 странах мира, составляет порядка 1,3 триллиона долларов США. В качестве сравнения, государство с аналогичным уровнем дохода находилось бы на седьмом месте мирового рейтинга по экономической мощи. При этом общая численность работающих в НКО, которых порядка 45 миллионов, сопоставима с любой крупной страной Евросоюза, например, Францией или Германией.
Ученые отмечают, что уровень развития «третьего сектора» напрямую свидетельствует о состоянии общего уровня жизни отдельно взятого государства. Существует закономерность: чем лучше живут люди, тем больше они проявляют гражданскую активность.
Исследование Третьего сектора в России
По данным Министерства юстиции, в России в настоящий момент зарегистрировано более 227 тысяч различных некоммерческих организаций.
Согласно опросу, проведенному компанией Synovate Comcon и фондом «CAF-Россия» в 15 городах России с численностью населения более 500 тысяч человек, за последние 12 месяцев порядка 44,5 миллиона россиян совершали пожертвования в некоммерческие организации. Для сравнения, в 2014 году таких граждан было около 33 миллионов. Кроме того, увеличилось на 5,7% количество тех, кто помогает конкретным нуждающимся людям, а процент населения, которое вообще не участвует в благотворительности, снизился на 7,3 пункта, пишет газета «Взгляд».
При этом во всем этом многообразии некоммерческих организаций в России царит полный хаос, как в правовом, так и в организационном плане. В этом на практике убедились участники серии форумов «Сообщество», которые до конца текущего года должны пройти в каждом федеральном округе страны. Работу в регионах организаторы форумов начинают с исследования состояния гражданского общества в каждом субъекте. А по итогам года будет подготовлен доклад об общем состоянии некоммерческого сектора в России.
Доклад по итогам 2015-го, нужно отметить, будет значительно глубже предыдущих. Если в предыдущих докладах в основном говорилось о проблемах гражданского общества и новых трендах, то в 2015 году этот отчет позволит понять действительную структуру третьего сектора, а также представить конкретные механизмы развития гражданского общества — от изменения структуры финансирования НКО до поправок в законодательстве. В конце года на итоговом форуме в Москве Палата представит полную картину состояния гражданского общества в России на основании данных всех девяти окружных исследований.
Александр Бречалов
Кто есть кто среди НКО
На первом заседании рабочей группы по выработке предложений для регулирования социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), которое проходило 14 октября под председательством первого заместителя главы Администрации президента Вячеслава Володина, была затронута тема уточнения понятия «социально ориентированные некоммерческие организации» и создания реестра НКО социального плана, дающего право на существенные преференции.
Вопрос лишь в том, какие именно НКО могут считаться социально ориентированными, а какие нет.
На сегодняшний день придать себе социальный статус имеет возможность практически любая российская НКО. Для этого, к примеру, достаточно внести в свой устав строку о патриотическом воспитании молодежи или правозащитной деятельности. Однако на деле такая организация может уделять львиную долю внимания чему угодно, а вопросы социальной поддержки граждан останутся при этом далеко в стороне. Таким образом, условная ассоциация частных охранных предприятий сейчас с точки зрения буквы закона так же является социально-ориентированной, что, конечно же, нонсенс.
«В законе о некоммерческих организациях прописано 17 пунктов о том, чем именно должна заниматься НКО, дабы иметь статус социально ориентированной. Таким образом, порядка 90% российских НКО, внося в свой устав один из этих пунктов, считают себя социальными», — рассказал корреспонденту «Ридуса» секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов.
«Бывают такие случаи, когда НКО, считающие себя социальными, ничего из социальной работы не делают, а выполняют какие-то политические функции. Эти организации, безусловно, не должны претендовать на дополнительную поддержку и быть в реестре», — добавила член СПЧ при президенте РФ Яна Лантратова.
Яна Лантратова
При этом, по мнению Александра Бречалова, понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» в уточнениях не нуждается, лучше, говорит он, выделить новое — «некоммерческие организации повышенной социальной пользы» внутри существующего понятия «СО НКО» с присвоением им специального статуса:
Почему мы хотим ввести это понятие? Мы полагаем, что помимо финансовой поддержки через президентские гранты, через специальные программы различных ведомств необходимо помогать НКО инфраструкторно, давать им налоговые льготы, а также поддерживать через средства массмедиа. Однако, если для многих существующих сегодня НКО такая государственная поддержка будет явно излишней, поскольку они не занимаются исключительно предоставлением социальных услуг, мы предлагаем выделить отдельный пул СО НКО, которые действительно окажутся достойными преференций.Две концепции определения «социальности»
Секретарь Общественной палаты РФ уверен, что определять, какая из НКО имеет право на дополнительные льготы, а какая нет, должны специальные комиссии, состоящие из представителей Министерства юстиции, Общественной палаты, всероссийских некоммерческих структур и заинтересованных государственных органов.
«Критерии, по которым комиссии должны определять статус НКО, очевидны. Если организация занимается исключительно поддержкой материнства и детства, то она, безусловно, является НКО с повышенной социальной пользой. А если организация занимается в основном обучением охранников или лицензированием охранной деятельности, то речи о социальной нагрузке, естественно, идти не может. С другой стороны, организация может заниматься безопасностью дорожного движения и десять процентов своего времени тратить на благотворительность. Может ли она считаться социальной с повышенной пользой? Я считаю, что нет. Точного перечня критериев для определения статуса НКО пока еще нет. Но мы работаем над ним и вскоре представим. Кроме того, мы будет настаивать, чтобы все наши инициативы имели обязательную трансформацию в изменения закона об НКО и другие нормативные акты», — пояснил он.
Ярослав Нилов
Депутат Госдумы Ярослав Нилов рассказал, что основная задача рабочей группы по выработке предложений для регулирования социально ориентированных НКО — создание механизма, который бы позволил более эффективно тратить деньги, выделяемые на сектор НКО.
«Я считаю, что статус организации, достойной преференций, нужно заслужить. Нельзя допускать, чтобы любая НКО, созданная неделю назад, могла объявить себя на сто процентов социально ориентированной и сразу же получить некие преференции. Организация для начала должна доказать, что перечень оказываемых ей услуг действительно востребован среди населения, и только тогда она может претендовать на включение в реестр социально ориентированных НКО. Разумеется, когда мы говорим о преференциях, есть риск и того, что механизм станет коррупционным. Но рецептов, как по-максимуму избежать подобный поворот событий, пока нет. Мы думаем над ними, и, надеюсь, в ближайшее время мы с вами сможем поговорить об этом более детально».
Согласно предложению, озвученному Общественной палатой, повторимся, определять «социальность» НКО должны региональные комиссии, состоящие из представителей профильных ведомств: Минюста, Общественной палаты, прокуратуры, Минтруда и т. д. Вместе с тем, как стало известно «Ридусу», в экспертной среде высказаны опасения о том, что внедрение подобных комиссий создаст дополнительные условия для новых коррупционных злоупотреблений. Есть мнение, что нет необходимости в создании некоего списка организаций «повышенной социальной пользы».
Алексей Живов
«Коли существует законодательно проработанный перечень социальных услуг, то достаточно определить на правовом уровне некий процент реализованных социальных услуг от общего объема деятельности каждой общественной организации, — уверен координатор социального проекта „Ямама“ Алексей Живов. — И тогда при отчете организации любому будет ясно — соответствует ли данное НКО заданным условиям».