Расследования Экология

Как красть у государства по шесть миллиардов рублей в год на макулатуре

2 4010

Российский рынок переработки макулатуры находится на заре своего развития: уже сегодня объем образования макулатуры составляет около 15 миллионов тонн в год, но российским предприятиям удается переработать лишь порядка 20% от этого объема. Однако в ближайшее время рынок сбора и переработки макулатуры планирует совершить эволюционный скачок.

2017 год объявлен годом экологии: уже с первого января вступят в силу новые механизмы обращения с твердыми бытовыми отходами. Жесткие законодательные нормы утилизации мусора заставят участников отрасли утроить эффективность сбора и переработки макулатуры.

Основные игроки рынка переработки готовы к наращиванию мощностей — в конце концов, речь идет не только о снижении стоимости бумажных и картонных изделий для россиян, но и о предотвращении экологической катастрофы: по самым скромным подсчетам, всего одна тонна переработанной макулатуры сохраняет 31 срубленное дерево, четыре тысячи киловатт электроэнергии, почти два барреля нефти, 26 тысяч литров воды и три с половиной кубометра земли.

Наряду с сокращением использования природных ресурсов обновленная отрасль будет способна обеспечить рабочими местами более сотни тысяч человек, а годовые налоговые отчисления в федеральный бюджет составят порядка 15 миллиардов рублей.

Вместе с тем амбициозные планы отрасли сопровождаются чередой негативных факторов, не просто тормозящих процесс развития, но и зачастую оборачивающих его вспять. Основной из них — недобросовестные участники рынка, дестабилизирующие состояние отрасли и уводящие у государства львиную долю налогового сбора. «Ридус» выяснил, кто и как наживается на рынке сбора и переработки макулатуры в России.

1 Работа предприятия по сбору, хранению и утилизации макулатуры. © Михаил Мордасов/РИА Новости

Налоговые махинации на примере шопинга

Весь отечественный рынок сбора и переработки макулатуры можно разделить на две основные части: это предприятия-заготовители макулатуры и заводы по изготовлению продукции из переработанного сырья. И если последние, являясь крупными предприятиями с международными контрактами, имеют солидный штат бухгалтеров и налоговую отчетность аптечной точности, то первые зачастую больше похожи на пункты сбора металлолома образца 90-х — со схожим отношением к налоговым обязательствам.

Ни для кого не секрет, что налог на добавленную стоимость — источник не только бюджетных поступлений, но и экономических преступлений. В случае с предприятиями-заготовителями макулатуры государство попросту не может собрать НДС — фирмы-однодневки имеют свойство менять явки и пароли аккурат к визиту налогового инспектора.

Согласно данным из открытых источников, средняя цена тонны макулатуры в минувшем году составила 12 тысяч рублей, 1,83 тысячи из которых — тот самый НДС. Таким образом, предприятия-заготовители в 2015 году должны были перечислить в федеральный бюджет более шести миллиардов рублей налога на добавленную стоимость. Стоит ли говорить, что государству не удалось собрать ни рубля от этой суммы?

Помимо серых схем налогообложения и высокой концентрации компаний-однодневок наиболее изощренный способ уклонения от уплаты налогов происходит во время экспорта товара за границу. Легче всего этот механизм можно представить на примере безрассудного шопинга во время отпуска: спустив свои кровные в европейских шопинг-моллах, турист зачастую может рассчитывать на Tax Free — процедуру возврата суммы налога на добавленную стоимость.

Такой же механизм работает при экспорте макулатуры за границу РФ: иностранный покупатель российской макулатуры не возмещает экспортеру размер налога, в то же время при покупке макулатуры у предприятия-заготовителя экспортер заплатил НДС. В таком случае на помощь экспортеру приходит государство: по аналогии с субсидиями на услуги ЖКХ, материнским капиталом или программой софинансирования для увеличения накопительной части трудовой пенсии экспортеру российского сырья возмещается сумма налога на добавленную стоимость.

Разумеется, для возмещения суммы НДС экспортеру предстоит предоставить необходимую отчетность (товарные чеки, в случае с туристом на шопинге). Однако на практике оказалось, что экспортеры нередко вступают в сговор с предприятиями-заготовителями макулатуры, у которых специфический подход к выплате налогов. В итоге после нескольких взяток налоговикам экспортеры-мошенники заставляют государство возмещать им сумму НДС, которая попросту не была оплачена: федеральный бюджет на протяжении последних пяти лет не просто не получал НДС от поставок макулатуры, но еще и возмещал мошенникам внушительные суммы.

2 Работа Комплексного предприятия по санитарной очистке. © Григорий Собченко/РИА Новости

Украинские заводы — часть глобальной «отмывочной»

В 2014—2015 годах участникам отрасли сбора и переработки макулатуры пришлось столкнуться лицом к лицу с искусственно подогреваемым ростом цен на макулатуру. Согласно открытым источникам, всего за год на территории РФ цены выросли практически в три с половиной раза, вдвое превысив цены Евросоюза.

Столь стремительная динамика цен на сырье оказалась совершенно непрогнозируема: подорожание макулатуры повлекло за собой резкий рост цен на готовые изделия — картонные коробки, туалетную бумагу и многое другое. Все это не только поставило участников рынка в тяжелое финансовое состояние, но и существенно укрепило угрозу ускорения инфляции.

Как выяснили отечественные производители, причина такого бурного роста цен крылась в бесконечных манипуляциях с налогом на добавленную стоимость со стороны недобросовестных участников рынка. Ряд компаний, которые занимались экспортом макулатуры за границу РФ, оказались мошенниками. И, как это ни парадоксально, около 70% из них были лицами, которые экспортировали макулатуру на Украину.

Взвинченные в три с половиной раза цены на макулатуру, по логике, должны были обрушить экспорт. Однако именно украинскую сторону такое положение дел более чем устроило: из десяти экспортированных тонн российской макулатуры восемь с половиной покупала Украина, несмотря на то, что цена сырья из условной Польши была бы в два раза ниже. На фоне непростой политической ситуации, зачастую подогреваемой украинским истеблишментом, такое поведение украинских закупщиков выглядит в высшей степени подозрительно.

Как выяснилось, открывается ларчик довольно просто: на Украине функционируют два завода, которые и принимают участие в описанной схеме. Первый — Рубежанский картонно-тарный комбинат, который находится под Луганском. Руководит им Геннадий Минин, гражданин Украины. При этом в России ведет схожий бизнес его сын — гражданин РФ, владелец предприятия-заготовителя макулатуры.

Второй украинский завод — Киевский картонно-бумажный комбинат. Предприятие принадлежит Владимиру Крупчаку, который в России владеет Архангельским целлюлозно-бумажным комбинатом. Как и в первом случае, Крупчак также имеет организованную группу предприятий, посредством которых экспортирует сырье на Украину. Одним из таких предприятий является ППЗ «Люблинское» — предприятие специального назначения. Покупка предприятия Крупчаком не афиширована, однако, по данным источника «Ридуса», принадлежит оно именно ему.

Эти экспортеры продают макулатуру на Украину собственным производствам, причем по невероятно завышенной цене: несложно догадаться, что от двойной стоимости сырья можно требовать возврат двойной суммы НДС. Часть от уведенной из федерального бюджета суммы уходит на взятки сотрудникам налоговых органов и судьям — все возвраты НДС осуществляются через суд, часть — на взятки помельче, таможенникам и пограничникам.

Именно поэтому за пару последних лет в России налоговики констатируют отрицательное значение собирания налога на добавленную стоимость. Более того, помимо шести миллиардов рублей налогового сбора, прошедших мимо бюджета, государство еще и возмещало деньги мошенникам-экспортерам.

3 © ogvr.com.ua

Теневые сделки в обход эмбарго

Кратковременной мерой для улучшения ситуации было введение временного запрета на экспорт российской макулатуры с 18 декабря 2015 года по 18 апреля 2016 года. Эмбарго, принятое Постановлением Правительства № 1372, позволило стабилизировать цену макулатуры на рынке и сократить потери бюджета от возврата НДС нечистым на руку экспортерам.

Инициатором эмбарго выступила СРО «Лига переработчиков макулатуры». Участники саморегулируемой организации признают, что временный запрет на экспорт действительно «оздоровил» отрасль. Помимо стабилизации цены и увеличения запасов на складах переработчиков участники рынка увеличили свое производство, приняли на работу новых сотрудников, увеличили объем продаж готовой продукции и заключили экспортных контрактов на сумму порядка трех миллиардов рублей.

«По итогами последних четырех месяцев видно, что предложенные нами меры по регулированию отрасли действительно работают: недобросовестные предприниматели постепенно уходят, — констатировал генеральный директор „Лиги переработчиков макулатуры“ Андрей Гурьянов. — Но некоторые лица интенсивно борются за то, чтобы отменить данный запрет, мешающий им воровать деньги из бюджета нашей страны».

«Некоторым лицам» удалось добиться своего: четырехмесячный запрета на экспорт макулатуры истек — и не был продлен. Вместе с тем некоторые экспортеры умудрялись не прекращать свою деятельность даже в период действия четырехмесячного эмбарго. Только за январь текущего года, согласно официальной статистике Федеральной таможенной службы, им удалось вывезти на Украину около шести тысяч тонн макулатуры. Казалось бы, не самый большой объем, однако если представить его в количестве транспортных фур, картина в корне меняется.

В одну еврофуру с товарным прицепом можно погрузить в среднем 18 тонн макулатуры. Таким образом, шесть тысяч тонн на Рубежанский картонно-тарный комбинат доставляли 333 фуры. Экспортерам удалось необъяснимым образом прогнать три с лишним сотни груженных макулатурой фур через границу в период действия запрета на вывоз. Неудивительно, если на весь объем экспортированной макулатуры в период эмбарго будет получен возврат налога на добавленную стоимость.

Учитывая очевидно заметную колонну еврофур, вывозящих макулатуру на Украину, возникает закономерный вопрос: каким способом экспортеры обошли эмбарго? Не менее любопытно звучит предположение, что эти самые фуры существовали только на бумаге — чего нельзя отрицать, так как схема уж больно привлекательна: воровать возврат НДС при экспорте — даже без перемещения самой макулатуры.

Судите сами: для этого экспортеру достаточно лишь подделать банковские «проводки» и оформить липовые документы на таможне. Банковский перевод в таком случае подтвердит украинский завод, по факту принадлежащий самому экспортеру или его подельнику, о взятках на таможне можно и не упоминать.

В пользу этого предположения говорит и тот факт, что Рубежанский картонно-тарный комбинат и Киевский картонно-бумажный комбинат закупают больше сырья, чем в принципе могут переработать. По данным одного из участников российского отраслевого рынка, документация украинских предприятий показывает, что более 30% закупленной у России макулатуры остается «списанной». К браку ее приписать нельзя — у современного производства картонных изделий количество брака редко превышает пять процентов. По всей видимости, львиная доля всех подобных сделок — исключительно «виртуальная».

Впрочем, деструктивная деятельность мошенников наносит ущерб не только федеральному бюджету. Сговор российских бизнесменов-экспортеров с украинскими предприятиями наносит непоправимый ущерб всей отечественной сырьевой отрасли. У «Лиги переработчиков макулатуры», на базе которой консолидировались порядка полсотни крупных отраслевых предприятий, на которые приходится до 80% объема переработки макулатуры, осталась последняя надежда на спасение рынка от мошенников — путем законодательных инициатив.

4 Работа предприятия по сбору, хранению и утилизации макулатуры. © Михаил Мордасов/РИА Новости

Весеннее очищение рынка

Участники отечественной отрасли переработки макулатуры убеждены, что изменить заданный алгоритм деградации рынка возможно лишь системным решением — законодательно зафиксировать отмену налога на добавленную стоимость для сборщиков макулатуры, которые и так зачастую его не уплачивают.

Поправка в 149 статью Налогового кодекса РФ, предлагаемая отраслью, фактически перекладывает на крупные предприятия по переработке сырья обязательство по уплате НДС, освобождая предприятия — заготовители макулатуры от сложных налоговых процедур. Обрабатывающим заводам выгоднее самим отдать положенные 18% в бюджет вместо заготовителей, которые, напомним, в общей массе до сих пор похожи на стихийные пункты сбора металлолома двадцатилетней давности.

К слову, в конце «нулевых» реализация лома и отходов цветных и черных металлов была освобождена от налога на добавленную стоимость — в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 все той же статьи 149 Налогового кодекса. Согласно мониторингу реакции отрасли на принятую поправку, отмена НДС на реализацию лома цветных и черных металлов оказала оздоравливающее влияние на рынки этой продукции.

«Сократилось количество лицензиатов, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов, сократилось количество перепродаж одного и того же лома. Это свидетельствует об упразднении схем хищения НДС в процессе обращения данного товара, — говорится в отчете „Совета промышленных предприятий вторичной цветной металлургии“. — Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома».

Очевидно, ситуация в сфере сбора и переработки макулатуры аналогична истории, успешно завершившейся в отрасли переработки цветных и черных металлов. Более того, инициатором обеих поправок выступил один и тот же парламентарий — председатель думского подкомитета по экологии Александр Фокин.

«Слово „отмена“ не влечет за собой отсутствие выпадающих доходов для бюджета Российской Федерации, потому что фактически мы отменяем налог на добавленную стоимость только на сырье, — говорит единоросс. — Но сама добавленная стоимость формируется при переработке этого сырья, поэтому государство будет получать этот налог напрямую от переработчиков макулатуры. То есть платить прямо в бюджет Российской Федерации будут заводы, которые являются потребителями этого сырья».

На персональном сайте депутата Фокина приводятся расчеты экспертов, которые подтверждаются и Министерством финансов, и правительством РФ: при отмене данного налога для макулатуры федеральный бюджет смог бы получить более пяти миллиардов рублей дополнительного дохода. В то же время это никак не повлияло бы на фискальную политику предприятий. Таким образом, это для них не дополнительное бремя, а всего лишь уплата стандартного налога в бюджет государства.

«Казалось бы, для чего это нужно? Данные меры направлены на препятствование крупномасштабным схемам хищения денежных средств, которые по закону должны идти в российский бюджет. На протяжении последних десятилетий подобные махинации неоднократно происходили на территории Российской Федерации. Поэтому данный законопроект крайне необходим стране», — констатирует парламентарий.

Комментируя дестабилизирующие отечественный рынок бизнес-схемы, связанные с украинскими заводами, Фокин утверждает, что мошенники используют «совершенно невообразимые логистические схемы», чтобы заметать следы. По его словам, украинская сторона часто подделывает маршрут следования российской макулатуры, чтобы подставные пути шли якобы через Белоруссию и Евросоюз.

Более того, по данным парламентария, украинские заводы «Рубежанский» и Киевский картонно-бумажный комбинат, выпуская свою продукцию, в частности, туалетную бумагу и картон, отправляют 80% обратно в Россию: «В итоге в России складывается следующая ситуация: украинские заводы поощряют мошенников, которые вместе с ними разворовывают бюджет Российской Федерации, в частности, перерабатывают макулатуру, после чего возвращают готовую продукцию к нам в страну и тут же реализуют ее за наши рубли. Это называется толлинговой переработкой, которая запрещена в РФ», — настаивает Фокин.

По словам единоросса, если не принять законопроект об отмене НДС для сборщиков, Россия и дальше будет поощрять мошенников, которые разворовывают федеральный бюджет: «Если не будет НДС на макулатуру, то мошенникам нечего будет украсть. Упростится система мониторинга этого налога государством, и заводы-переработчики наполнят бюджет РФ большими объемами от поступления этого налога».

Первый этап законотворческого пути — поправка в 149-ю статью Налогового кодекса прошла более чем успешно: законопроект прошел первое чтение. В ходе заседания думского Комитета по бюджету и налогам принятие поправки Фокина было поддержано единогласно. Впрочем, у инициативы впереди еще нелегкий бюрократический путь: если поправка не будет одобрена, государство будет вынуждено и дальше терпеть колоссальные убытки, а мошенники получат очередной сезон безнаказанного воровства средств, возвращенных за налог от добавленной стоимости.

Стоит отметить, что поправка об отмене НДС для сборщиков макулатуры уже вносилась на рассмотрение профильного думского комитета в минувшем году, однако в силу разных обстоятельств была отменена. Исследование законотворческого пути многострадальной поправки может пролить свет на власть имущих, откровенно лоббирующих натуральный экологический геноцид в России. О бюрократических приключениях документа, похожих на остросюжетный детектив, «Ридус» напишет в одной из следующих статей.