Политика Путешествия Экономика

Как кризис оказал влияние на тягу к путешествиям и туристический бизнес

4 1032

События на валютном рынке, антироссийские санкции, рост международной напряженности и внутрироссийской стабильности — все это темы, которые напрямую затрагивают отдых россиян. Вот такой парадокс — желающим отдохнуть соотечественникам поневоле приходится учитывать все перечисленные факторы. А также множество других — от погоды до вероятности государственных переворотов.

К счастью, есть люди, которые решение всех этих вопросов сделали своей профессией — так что собирающиеся в туристический вояж, поваляться на жарком пляже или покататься на сноуборде россияне могут обо всем этом не беспокоиться — для этого есть туристические операторы. Те, кто заботится о том, чтобы чартеры взлетали вовремя, а в аэропорту прибытия туристов встречали предупредительные помощники.

Именно туроператоры оказались первыми, кто испытал на себе все прелести колебаний курсов валют, похолодание или, наоборот, оттепель в отношениях между государствами — в общем, все те события, на которые был богат уходящий 2014 год.

1 © LA GRANDE TERRE/flickr.com (CC BY ND 2.0)

Подведению итогов года и прогнозам на 2015 была посвящена пресс-конференция, которую дала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Рассказ Майи о положении дел в туристическом бизнесе удивительно ярко и ёмко проиллюстрировал происходящее в стране и со страной. Кризис, в котором оказались туроператоры России, работающие на выездной туризм, приведет к изменений структуры рынка туристических услуг — в первую очередь произойдет перефрагментация рынка, укрупнение игроков, пресловутое «слияние и поглощение». Многие, работающие в этом бизнесе, пострадают — ожидается сокращение количества туроператоров аж на 30%. Однако в целом для конечного потребителя, для простого покупателя туристических путевок, это пойдет скорее на пользу — серьезные игроки имеют больше возможностей для предоставления серьезных скидок своих клиентам.

Кроме того, ожидается всплеск развития рынка онлайн услуг — то есть, опять-таки, покупать туры и путевки станет проще и дешевле. При том, что в 2014 году (особенно в его второй половине) значительно выросли продажи турпутевок эконом-класса (пресловутые Турция-Египет-Кипр-Венгрия), а серьезные колебания ожидают «люксовый сегмент» туристического бизнеса.

2 © Mac Qin/flickr.com (CC BY ND 2.0) «В сфере дорогого и сверхдорогого туризма будут значительные изменения. Я даже не могу предсказать, какие именно — но будет что-то очень серьезное…», сказала Майя.

Интересны и показательны следующие факты: наши иностранные партнеры в сфере дешевого туризма (все те же Турция и Египет) пошли навстречу российским коллегам, когда осенью начался резкий рост курса доллара и евро по отношению к рублю. Не поднимали и даже снижали цены на отели и услуги, предоставляли рассрочки по платежам, и тд и тп. Об этом много и красочно рассказывали — в первую очередь, сами иностранные бизнесмены от туризма.

Но то же самое сделали очень и очень многие европейские партнеры — то есть фирмы, работающие в «странах-антагонистах» России. Однако европейцы, наоборот, шли навстречу российским туроператорам максимально тихо и не заметно — чтобы их помощь России не бросилась в глаза мировому сообществу.

Поистине замечательна и уникальна ситуация, складывающаяся в сфере въездного и внутреннего туризма. Во-первых, «открылись новые страны» — появился поток туристов из Индии, Ирана и Кореи. Пока эти туристы не делают погоды на внутреннем рынке России, но раньше их число было и вовсе незаметным.

Но самое главное — девальвация рубля дает уникальный шанс сделать туризм в Россию и внутри России популярным и привлекательным среди туристов мира.

3 «Здесь возможны кардинальный перемены к лучшему, резкий положительный скачок. Удешевление рубля — уникальный шанс для индустрии туризма, отдыха и развлечений внутри России. Мы можем привлечь принципиально новое количество туристов. Для этого нужна лишь внешняя работа на государственном уровне — причем не финансовые вливания, а исключительно имиджевая информационная работа…», воодушевленно заявила специалистка по туризму.

Внутрироссийский туризм тоже пережил бум в этом году — в первую очередь за счет Крыма и курортов Краснодарского края. Количество туристов, отдыхавших внутри страны, выросло в несколько раз. И здесь тоже открываются возможности для развития бизнеса — если только нынешние игроки-участники рынка будут, по словам Майи, «вести себя по-человечески»: после ажиотажа минувшего лета не станут взинчивать цены и экономить на сервисе.

В общем, это тот случай, когда сиюминутная жадность и пресловутый человеческий фактор могут сгубить замечательные начинания национального масштаба.