Кино

Как «Мэри Поппинс» «отдалась» Уолту Диснею

2 633

«Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks)

США – Великобритания – Австралия, реж. Джон Ли Хэнкок, в ролях: Эмма Томпсон, Том Хэнкс, Колин Фаррелл, Энни Роуз Бакли, Рут Уилсон, Пол Джаматти, Джейсон Шварцман, Брэдли Уитфорд.

Сайт фильма

Уолт Дисней уговаривает Памелу Трэверс разрешить ему экранизировать «Мэри Поппинс». Несмотря на грозящее ей банкротство, та долго не соглашается: пусть книжные продажи неуклонно падают и придётся, возможно, даже продать дом, но Бэнксы вместе с лучшей няней на свете - это её семья. И отдать их в руки Диснея – значит, превратить очень личную историю в очередной «презренный мультик». Поэтому миссис Трэверс помимо полного контроля над сценарием требует ещё, чтобы будущий фильм был без музыки, без анимации и даже … без красного цвета.

Сюжет, разворачивающийся параллельно, пытается объяснить нам, в чём дело. А дело в том, что «Мэри Поппинс» пусть и сказка, но с сильными автобиографическими мотивами. И выписанный писательницей мистер Бэнкс - в реальности ни кто иной как мистер Трэверс Гофф, папа семилетней Хелен, которую он предпочитал называть Гинти. Он тоже работал в банке (правда, не в Лондоне, а в Австралии), хотя вовсе не был занудой – напротив, дочерям старался уделять максимальное внимание. Только вот спился – и рано умер. Воспоминания о нём и не дают героине покоя – ей всё кажется, что отдавая права на постановку фильма, она тем самым его, отца, предаёт. Догадавшись об этом, мудрый Дисней находит слова, чтобы убедить свою «противницу» в обратном.

И фильм, как мы знаем, всё же выходит. С песнями и даже с анимированными пингвинами. Чтобы понять, сумели ли киношники обойтись без красного цвета, лучше вновь пересмотреть саму картину – тем более что новая лента это желание, естественно, вызывает.

Видеопромо «Спасти мистера Бэнкса» - воспоминания о «Мэри Поппинс» создателей нового фильма

Исторически так сложилось, что студия Диснея – это, разумеется, в первую очередь мультфильмы. А уже потом - огромная корпорация, которая отладила поток громобойных блокбастеров, подобрав под себя в итоге и «Marvel», и «Звёздные войны». Но если говорить о временах, когда жив был ещё сам отец-основатель, то многое ли тут можно вспомнить именно что из художественного кино?.. Так что «Мэри Поппинс» - такая же веха в судьбе величайшего бренда, как и «Белоснежка». Даже на языке сухих «премиальных» фактов: это единственная игровая работа студии, номинированная на «Оскар» в главной категории «Лучший фильм» - и к тому же выигравшая пять наград Киноакадемии в прочих номинациях. Поэтому естественно, что к 50-летнему юбилею картины (который будут отмечать в этом августе), «Дисней» решил подготовиться основательно, заказав не просто торт со свечками, но новое произведение кинематографического искусства. И не просто обычный фильм о фильме, а трогательную мелодраму на все времена – у которой хорошие шансы прожить столько же, сколько и сам оригинал. Конечно, в большей степени – как в меру очаровательное дополнение к овеянному легендами хиту (не исключено последующее их совместное DVD-издание). Но во многом – и как самостоятельная история, имеющая немало собственных плюсов и довольно трогательных моментов.

Видеопромо «Спасти мистера Бэнкса»: представление Тома Хэнкса

Тем удивительнее, что образ самого Уолта Диснея выписан в картине не столь мощно, как того следовало бы ожидать (ведь когда ещё предвидится подобный случай). Да, конечно, его играет Том Хэнкс, лауреат двух «Оскаров» и главный «положительный парень Америки» (амплуа, погубившее его как актёра). Но что он играет, кого?.. Запоминается лишь то, как Дисней вместо «живых» автографов раздаёт заранее подписанные бумажки; в остальном же это абсолютно второплановый персонаж. Проигрывающий в исполнении даже своей секретарше – не говоря уж о водителе лимузина.

Совсем другой разговор – об Эмме Томпсон, которая с самого начала самым решительным образом подминает весь фильм под себя. Все лучшие фразы, все лучшие выходы – это у её героини. «Надеюсь, мы разобьёмся», - говорит она, вылетая в Лос-Анджелес. По прилёте же вместо запаха жасмина чувствует запах хлорки и пота и удивляется, что никто в этом городе не ходит пешком. Войдя в свой гостиничный номер и увидев, что он весь завален диснеевскими игрушками, она лишь Микки Мауса ставит в угол, бесцеремонно запихивая остальных в шкаф. Она упорно настаивает, чтобы её звали миссис Трэверс, искренне считает, что пить чай из бумажного стаканчика – богохульство, и то и дело изрекает афоризмы вроде: «Разочарования для души – то же, что гром для неба». «Мы придумали его», - говорят ей братья Шерманы, отвечавшие за музыку и песни, о слове «надёжистый». «Ну так распридумайте», - безапелляционно изрекает от лица своей героини Эмма Томпсон. Что ни говори, но актриса вполне могла оказаться в оскаровском списке в пятёрке лучших актрис прошлого года (но в итоге фильм был выдвинут только за музыку).

Видеопромо «Спасти мистера Бэнкса»: представление Эммы Томпсон

Впрочем, возможно, что такой подход – вернее всего. В конце концов, ведь именно П.Л.Трэверс – подлинный автор Мэри Поппинс, и поставив её в центр повествования, студия лишь отдаёт справедливый долг её памяти. А показывая её столь вредной, незаметно возвеличивает и самого Уолта Диснея – всё-таки нашедшего слова, чтобы «отобрать» у неё права на постановку, победив таким образом в этом отнюдь не простом поединке. Кстати, если уж пойдёте на фильм, то обязательно дождитесь конца финальных титров, которые включают в себя не только архивные фотографии (это как раз очевидный ход), но и подлинный голос писательницы. Услышать который – как прикоснуться к легенде.

Однако в моём пересказе в тени событий 1961-го года оказался год 1906-й, в котором разворачивается даже не вспомогательная, а вторая центральная линия фильма – с Колином Фарреллом в роли отца. Между тем именно она отвечает здесь за слёзы из глаз, за чистой воды мелодраму (в то время как весь голливудский сюжет – это скорее комедия). И именно она позволяет привести в зал детей, которым, наверное, любопытно будет следить за маленькой героиней. И именно она даёт шанс данной ленте рассчитывать на собственный кусочек вечности. Ибо если для Диснея первостепенен был всё-таки фильм, то для миссис Трэверс главным были эти самые воспоминания. Но кино – это всего лишь кино (к тому же, надо признать, диснеевскую «Мэри Поппинс» не все у нас и видели, так как своя безмерно любима). А вот воспоминания о том, как вкусно пахла трава в детстве, есть у каждого. И потому в этой своей части картина добивается от зрителей максимального сопереживания – которое и определяет итоговую эмоцию.

Оттого-то и назван фильм не «Создать «Мэри Поппинс», а «Спасти мистера Бэнкса».

Кадр из фильма «Спасти мистера Бэнкса»

В прокате с 23-го января.