В середине июня Израиль начал операцию «Восходящий лев» против Исламской Республики. Армия Израиля атаковала ядерные объекты Ирана. В ответ Тегеран объявил о начале операции «Истинное обещание — 3» и атаковал Израиль, используя беспилотники и ракеты, включая двухступенчатую квазибаллистическую ракету средней дальности «Саджиль» класса «поверхность — поверхность».
При этом впервые использовалась баллистическая ракета Kheibar Shekan с разделяющейся головной частью из третьего поколения ракет Воздушно-космических сил КСИР. Боевая часть ракеты может маневрировать на финальном участке полёта для преодоления средств противоракетной обороны. По различным оценкам, Kheibar Shekan несёт боевую часть весом 550–1500 килограммов.
Данные ракеты эффективно преодолели систему ПРО и ПВО Израиля, хотя там работали противоракетные системы «Железный купол», «Праща Давида», «Стрела», «Хец-2» и «Хец-3». В Корпусе стражей исламской революции заявили, что запущенные в ходе последней волны ударов баллистические ракеты поразили цели в Тель-Авиве, Хайфе, крупнейшем израильском аэропорту Бен-Гурион и авиабазе ЦАХАЛ Неватим.
Вес ракеты «Саджиль» составляет 22,5 тонны, длина — 18,2 метра, диаметр — 1,25 метра. Масса боеголовки — от 500 до 1500 килограммов. В ракете используется твёрдое топливо. Рабочий диапазон — от 2000 до 2500 километров. Точность — до 50 метров.
Квазибаллистическая ракета — категория баллистических ракет, траектория полёта которых является баллистической, но она может выполнять манёвры в полёте или неожиданно изменять направление и дальность полёта для преодоления ПВО противника.
Уничтожить такие ракеты не смогли и израильские противоракетные системы, поскольку они рассчитаны на перехват простых целей с предсказуемой траекторией, которые не совершают манёвров в полёте. Они не предназначены для борьбы с боевыми блоками баллистических ракет средней дальности типа «Саджиль», особенно если атака носит скоординированный и насыщенный характер по времени и направлениям.
Советский «Наряд» против израильского «Железного купола»
Уничтожить такие ракеты смогла бы советская система противоракетной обороны «Наряд», разработанная в конце 1970-х годов группой советских конструкторов из КБ «Салют» под руководством Дмитрия Полухина в рамках программы «Многоцелевая космическая система». Проект основывался на более ранних наработках команды выдающегося ракетостроителя СССР Владимира Челомея.
Система включала в себя разведывательные спутники для мониторинга околоземного пространства, спутники-штурмовики для размещения ракет-перехватчиков, жидкостные трёхступенчатые ракеты-носители шахтного базирования «Рокот» и ракеты-перехватчики атмосферного и заатмосферного перехвата для стрельбы по целям в воздушном и безвоздушном пространствах.
Баллистические ракеты средней дальности летят через ближний космос — на высотах более 90–100 километров. Чтобы их сбить, нужна соответствующая самонаводящаяся противоракета. Именно «Наряд» с помощью ракет-перехватчиков мог бы сбивать баллистические ракеты не над своей территорией, а над чужой землёй. Продолжающие лететь крупные обломки сбитых боеприпасов сгорят в атмосфере или упадут на землю, не долетев до цели. В крайнем случае их можно добивать противоракетами.
«Наряд» держал под контролем практически всю поверхность Земли. С ним Советский Союз мог не опасаться не только ударов со стороны НАТО, но и падения метеоритов, комет и всевозможного космического мусора. Испытания данной системы проводились в первой половине 1990-х. Осуществлено три запуска с ноября 1990 года по декабрь 1994 года. Все они признаны удачными.
Кто похоронил «космический щит» СССР
Однако финансирование программы прекратилось. К этому приложил руку злой гений Советского Союза Михаил Горбачёв. Как вспоминал в мемуарах бывший заместитель начальника космодрома Байконур по научно-исследовательской и опытно-испытательной работе генерал-майор Анатолий Завалишин, в ходе визита генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и делегации членов Совета Министров СССР на Байконур 11 мая 1987 года посетителям демонстрировались достижения советской науки в области освоения космоса.
В зоне экспозиции, где располагались боевые космические средства, процессия подошла к одиночному спутнику активного противодействия системы «Наряд». Горбачёва заинтересовал макет спутника.
Увидев это, Завалишин сразу же обратился к нему с просьбой о разрешении проведения учебно-боевых испытаний опытного образца указанного спутника на околоземной орбите. При этом генерал напомнил, что Соединённые Штаты уже проводили аналогичные эксперименты с системой «Асат» для уничтожения отработавших ресурс американских спутников. Завалишин заверил генсека, что для обеспечения секретности и предотвращения международной огласки применится надёжное легендирование, а эксперимент будет обставлен так, что «комар носа не подточит».
Но Горбачёв посоветовал провести все испытания и проверку нацеливания и управления боевой работой системы не в космосе, а в направлении центра Земли — под землёй (намекая, что он таким образом «хоронит» проект). Завалишин не растерялся и вступил в полемику, напомнив генсеку, что стране необходимо иметь оружие, которое если не превосходит, то хотя бы не уступает по характеристикам существующим образцам техники вероятного противника.
Но Горбачёв после длительных объяснений о недопустимости подобного провоцирования западных стран высказал вежливый, но твёрдый отказ.
«Мы договариваемся с Америкой, а „Наряд” будет нам мешать, потому что мы будем пугать партнёра. А зачем нам пугать партнёра? Давайте с ним договариваться», — резюмировал Горбачёв.
Потом СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Уникальная противокосмическая система перестала соответствовать внешнеполитическому курсу страны. Так похоронен «космический щит» СССР.
О «Наряде» вновь заговорили в 2002 году после посещения Владимиром Путиным ГКНПЦ имени Михаила Хруничева. Спустя ещё семь лет в Министерстве обороны России заявили, что комплекс «Наряд» ляжет в основу новой противоспутниковой системы. Но этим всё и закончилось.