Криминал Общество

Как мошенники терроризируют знаменитых артистов

0 5152

Народная артистка России Елена Санаева пыталась обратиться в правоохранительные органы с заявлением «о телефонных угрозах от неизвестных лиц, оскорблении и вымогательстве денег». Ведь оказалось, буквально все сегодняшние пенсионеры, пользовавшиеся некогда народной славой, стали объектом постоянной и агрессивной охоты мошенников всех мастей.

Подробности этой остросюжетной истории — в репортаже «Ридуса».

«Мы не сторонники разбоя»

Полвека назад Санаева сыграла мошенницу из мошенниц лису Алису в фильме-сказке «Приключения Буратино», её знают и любят зрители до сих пор. Муж и партнер актрисы режиссер Ролан Быков умер 26 лет назад, её сын — писатель и режиссер Павел Санаев живет со своей семьей отдельно и далеко, и Елена Всеволодовна сама справляется с трудностями и проблемами.

К счастью, актриса в возрасте 81 года вполне здорова, играет в театре «Школа современной пьесы», занимается наследием мужа, владеет современными технологиями (способна сама заказать доставку через интернет) и по природе не из робкого десятка. Елена Санаева быстро сообразила, что ей названивают мошенники, и, что называется, «далеко их послала».

«В течение трех месяцев едва ли не каждый день звонили какие-то люди и выдумывали истории. Звонили якобы из компании сотового оператора, что надо сказать данные паспорта для продления договора. Звонили из банков, что якобы меня взломали. Звонили из „Госуслуг“… Звонили даже из ФСБ. И несли такую откровенную чушь. Я им сказала, кто они такие. Через полчаса теперь уже на стационарный телефон позвонил мужчина и в нецензурной форме стал угрожать мне физической расправой, говорить ужасные слова», — рассказывает «Ридусу» актриса.

Елена Санаева, по ее словам, вызвала участкового. Актриса живет в центре Москвы, в поселке художников на Соколе, в доме, построенном ее мужем Роланом Быковым.

Но участковый в ответ лишь развел руками: «Мне тоже каждый день звонят мошенники, и я ничего не могу сделать. Они звонят с одноразовых телефонов, и поймать их невозможно».

Елена Санаева с Роланом Быковым. © Фото из семейного архива.

Тогда актриса записалась на прием в окружное управление внутренних дел, но не смогла дождаться своей очереди в отделе полиции: «Моя очередь была номер 4560. Я вызвала такси и поехала в УВД. Ждала. Не успели принять. Уехала обратно домой», — жалуется актриса.

Санаева не пострадала материально, зато потратила много нервов. Актриса считает, что ее телефон находится в некой базе, которую заполучили мошенники.

«По крайней мере, мне так объяснили в очереди в УВД, — заключила она. — Мошенники приобретают телефоны известных людей и названивают потом под разными предлогами».

Елена Санаева с Роланом Быковым. © Фото из семейного архива.

Голосом шефа Каменской у звезд вымогали деньги

Восьмидесятидвухлетний актер и режиссер Сергей Никоненко невольно стал орудием в руках телефонных мошенников. Он — рекордсмен по количеству ролей в кино (более 120) и легендарный начальник Каменской в одноименном сериале по роману Александры Марининой. Еще Сергей Никоненко возглавляет Гильдию актеров кино Союза кинематографистов России.

Как оказалось, с помощью нейросети злоумышленники подделали голос актера, чтобы обманным путем просить деньги у его коллег «на благотворительность», якобы помощь нуждающимся артистам.

При помощи голоса Никоненко были обмануты десятки его известных знакомых.

«Мне позвонили более 30 коллег и сказали, что „мы верили и давали деньги, потому что вы нас просили лично об этом“. В частности, позвонила Ольга Кабо. Разумеется, я не просил денег. И был крайне удивлен», — рассказал «Ридусу» артист.

Сергей Никоненко неоднократно принимал участие в ток-шоу на федеральных каналах, где рассказывал о больных и нищих актерах, о маленьких пенсиях, о помощи Гильдии актеров, и тем самым невольно дал «пищу» мошенникам.

Сергей Никоненко не владеет интернетом, плохо представляет, на что горазд виртуальный мир, а когда узнал о преступных действиях неизвестных злоумышленников, ответил просто и однозначно: «Расстрелять мерзавцев!»

Сергей Никоненко в музее-квартире Сергея Есенина на Арбате.

Нужно ли сомневаться, что телефон Никоненко и других его известных коллег легко находится в базах типа «Глаз бога», Nutcall и тому подобных. Некоторые из них создавали журналисты для журналистов в профессиональных целях, однако успешнее всего, как оказалось, ими пользуются преступники. Практически любой телефон сегодня можно заполучить за платную подписку.

Соцсети как находка для «развода»

Впрочем, многие деятели культуры сами по-своему помогают злоумышленникам. Они нередко указывают в социальных сетях свои контакты, театры и филармонии, где работают, и так далее. Некоторые в этом идут еще дальше и показывают свои квартиры, свои покупки. Мошенники же всё это внимательно читают и быстро придумывают схемы.

В конце прошлого года на 20 миллионов рублей «развели» актрису МХТ имени Чехова Марию Зорину. Позвонил якобы руководитель Департамента культуры правительства Москвы и сказал, что нужно срочно «вывести все средства со счетов в банках и перевести их на резервный счет в ЦБ РФ». Для спасения, разумеется, от мошенников. Актриса быстро продала квартиру и машину и всё-всё-всё отдала злодеям.

Зорина между тем совсем не пенсионерка, напротив, молодая и продвинутая. Однако у страха, как известно, глаза велики. Героя комедии Гоголя Хлестакова весь город принимал за важного человека. Стоит представиться кем-то в нашей доверчивой стране, и люди поверят. Даже проверять не будут.

Ольга Кабо поверила, что деньги просит Сергей Никоненко. © Фото из личного архива

Тем более что почти все артисты доверчивы как дети. По системе Станиславского они «берегут в себе детское восприятие мира».

Впрочем, мошеннические схемы бывают и намного более прямолинейными, и тут уже неважно, насколько жертва знаменита.

Банки заинтересованы в мошенниках

В 2022 году пенсионерка Мария Шовкалюк внесла 38 тысяч рублей в счет ипотеки в одном из отделений ВТБ в Москве. Деньги принял менеджер банка и выдал справку об операции. В течение нескольких часов деньги с одного счета банк должен был перевести на счет ипотеки.

Однако через два часа этот же менеджер позвонил Марии и сообщил, что «денег на счете нет». Несчастные 38 тысяч испарились как будто их не было.

Шовкалюк обратилась тут же в органы с заявлением об исчезновении денег со счета. Однако в полиции заявительнице сразу ответили, что шансов вернуть средства практически нет.

«Банки не заинтересованы в разоблачении мошенников, — сказали правоохранители. — Банк должен предоставить все документы об операции. Но они тянут время. Нужны месяцы, чтобы банк предоставил информацию».

Шовкалюк обращалась и к руководству банка. Ей делали операцию по удалению злокачественной опухоли и деньги в тот момент ей были особенно остро нужны. Однако поиски пропавших 38 тысяч рублей успехом не увенчались по сей день. С тех пор рубль, нужно заметить, обесценился почти вдвое. Казалось бы, ситуация какая-то нездоровая, но она реальна. Автор этого материала располагает всеми документами по делу, которое подвешено до сих пор.