В Общественной палате столицы обсудили роль органов государственной власти и органов местного самоуправления города, его гражданских институтов и СМИ в формировании и развитии системы противодействия идеологии терроризма.
Последствия теракта в Волгограде 22 октября 2013 года © РИА Новости
Впрочем, доклады, звучавшие с кафедры, были безжалостно втиснуты в узкие рамки трехчасового регламента и растеряли свою значимость как таковые, и найдут ли они отражение в общей стратегии безопасности Москвы, это еще вопрос.
Заместитель мэра по антитеррористической деятельности Виктор Захаров в своем выступлении отметил, что главной задачей власти столицы сегодня видят выстраивание взаимодействия с гражданским обществом, в частности, путем максимального сокращения бюрократических барьеров. Нельзя же, особенно в такой сфере, как противодействие террору, обременять добровольную общественную и научную деятельность лишними нормативными процедурами.
Заместитель мэра Москвы Виктор Захаров © Facebook
Технологию возможного сотрудничества государства и общества в сфере противодействия террору на местном муниципальном уровне озвучил Николай Синцов, представитель одного из главных субъектов антитеррористической деятельности - Национального антитеррористического комитета.
По его словам, территориальные подразделения НАК при городских управах станут платформой для организации работы по пропаганде противодействия идеологии терроризма.
Одним из основных элементов этой деятельности станут так называемые "пропагандистские группы", которые будут формироваться из представителей молодежных субкультур, лидеров общественного мнения, представителей национальных диаспор, деятелей культуры, экспертов.
Официальный представитель НАК Николай Синцов © Алексей Куденко/РИА Новости
Пропагандистские группы будут сформированы с учетом возраста, социально-психологических и других особенностей категорий населения, где есть больше рисков по распространению идеологии терроризма.
Подростки, очевидно, самая уязвимая категория риска. В возрасте 12-15 лет в ребенка можно закладывать буквально все. Именно в этот период происходит эстетизация разрушения. Потому именно в молодежной среде, раздираемой конфликтами на самых разных почвах, планируется вести немалую часть пропагандистской работы.
Внушительного вида социальный педагог Юрий Афанасьев рассказал слушателям о своей работе с молодежью и группами риска. Патриотическое мировоззрение и чувство социальной ответственности в ребятах он реализует в зарницах и походах, в частности, поездках на раскопки "эха Великой Отечественной"...
Системная реализация подобного рода программ в молодежных средах, по его словам, позволит воспитать в молодых людях лучшие качества, увлечь интересами, найти инструменты для позитивного общения, сгладить углы межрелигиозного и межнационального недопонимания и избежать в итоге увлечения дестркутивными идеологиями и культами.
Само явление терроризма, сеющего страх в сердцах общества – это вызов современности, и победить его удастся только совместными усилиями микросоциальных сообществ и местных властей столицы. Москва сегодня делает первый шаг, предлагая площадку для совместной работы и общения.
Об изучении религиозных традиций разных народов и духовном воспитании, как одном из элементов противодействия радикальным идеологиям, рассказали на разный лад иеромонах Дмитрий Першин и вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин Зиновий Коган. Последний выдал весьма глубокую и емкую мысль: «Священнослужителя для России нужно учить в России»...
Заведующий же отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев своим докладом неприятно удивил.
Ильдар Сафаргалеев © Materik.ru
Рассказывая об исламском терроризме, он подчеркнул, что единственной ему альтернативой является «традиционный ислам». Имея в виду систему духовных управлений, муфтиятов, возглавляемую преимущественно татарами. Остальные же направления, получаются, экстремистские...
Между тем, в славянской православной среде, напротив, поддерживают здоровые патриотические чувства, даже, русский национализм во вменяемых формах, построенный на «любви к своему и уважению к чужому». Здесь уже давно поняли, что игнор интересующих молодежь острых вопросов, в том числе, и национального, сильнее толкает юнцов в радикализм, нежели открытый диалог.
А вот у представителей «безальтернативного» ислама, судя по заслушанному докладу, вместо стремления к воссозданию молодого, неиспорченного экстремистскими воззрениями исламского сообщества, социально адаптированного в рамках мегаполиса без приставок – «чистый», «народный», «бабайский», всё снова дробится на какие-то течения, понятия, термины, не имеющие существенной разницы между собой, кроме как в названии...
Сторонники и члены исламистской партии "Хизб ут-Тахрир" во время акции протеста в Триполи. © Mohamed Azakir/Reuters
«Хизб ут Тахрир», «ахлю сунна», «аль васатыйя» – эти и другие понятия Сафаргалиев совершенно бесцеремонно вылил на участников мероприятия в рамках своего непостижимого простому смертному доклада. При этом совершенно очевидно, что ученый совсем не старался разъяснить слушателям, что это за термины.
Целью такого безжалостного расчленения ислама, скорее всего, было введение «несведущих» в заблуждение, что ислам – некое недоступное для понимания вероучение. «Контрольным выстрелом» докладчика стали, прозвучавшие из уст богослова с особенным смаком, «ваххабизм» и «салафизм» – термины, явно ассоциирующиеся с негативом и агрессией у любого, неискушенного в этих сферах потребителя новостей.
Случай в тему. Еду в метро. Вечер поздний уже, две женщины напротив сидят. На остановке входит мусульманин с бородой, лет сорока на вид. На пальцах электронные четки. Нажимает и читает молитву, нажимает – читает. Поднимаю глаза и вижу обезумевшие от ужаса глаза и взгляд этой женщины, что взрослее. И вторая следом – тоже в панику провалилась. Я понял сразу, что они подумали и подошел, объяснил, что это электронные четки и все такое. Теперь она точно запомнит…
© Twitter.com
Но вернемся в стены Общественной палаты, к докладу Сафаргалеева. Муфтияты полностью провалили работу по борьбе с распространением идеологии терроризма. Провалили уже давно. Но продолжают противопоставлять себя "правильных" мусульман, остальным "неправильным", то есть, получается, радикальным, экстремистским, террористическим...
Чем грозит сознательное противопоставление себя всем остальным, можно убедиться на печальном опыте Дагестана. Цветистый рост бесконтрольного радикализма в республике стал в какой-то момент буквально достопримечательностью самого южного региона. А в чем причина?
«Традиционный» муфтият в Дагестане погряз в банальной коррупции настолько что термин «традиционный» стал ассоциироваться исключительно с неконтролируемыми, не облагаемыми никакими налогами, появляющимися ни весть откуда и исчезающими ни весть куда, денежными потоками, которые циркулируют в сфере организации ежегодного паломничества мусульман в Мекку.
И вот пока «традиционное» духовенство сращивалось с «мирским», осваивая бизнес-рычаги влияния и государственный административный ресурс, последние два десятилетия на Северный Кавказ тянулись вереницы молодых и бодрых эмиссаров "всемирного халифата". Последние не ленились показывать "целевым группам" все самые негативные стороны официального муфтията.
В результате довольно быстро выросла сеть внеполитического взаимодействия внутри российских южных республик. Как результат – автономная инфраструктура, в извращенной форме, дублирующая, привычные государственные институты, от банков до судов. И всё по причине неприятия всего "официального" и "традиционного", стойко ассоциирующегося с ложью и воровством.
© Антон Тушин/Ridus.ru
Москве это стоит учесть. Ведь очень и очень много вопросов, наверное, возникло бы у москвичей к представителям «традиционного» ислама, узнай они, что тысячи и тысячи представителей среднеазиатских народов именно по их наущению ломятся, все как один, в районы Проспекта Мира и "Поклонки", игнорируя остальные столичные мечети. Чтобы именно в центре, непременно на асфальте, постелив вместо коврика, кусок обоев, отправить свои религиозные потребности...
Пагубные последствия политики разделения и противопоставления внутри религии, особенно ислама, обязательно должны быть учтены экспертами, при доработке стратегии борьбы с идеологией терроризма. Дагестанский опыт бесценный, он оплачен сотнями жизней.