Москвичка Татьяна Сивакова несколько лет работала как фрилансер на одну и ту же организацию ACMG и была совершенно удовлетворена сотрудничеством.
С ней ежемесячно подписывали трудовые договоры гражданско-правового характера, аккуратно выплачивали зарплату, и жаловаться было не на что.
Однако, когда Татьяна ради интереса недавно заглянула в свой личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России, она с удивлением обнаружила, что за два с половиной года работы ей начислен трудовой стаж длительностью… 31 день.
И это была не случайная ошибка бухгалтера или компьютерный сбой.
Деньги не главное, Маша
Когда Татьяна начала выяснять, как могло получиться, что в 2006—2008 годах она, ежемесячно получая оговоренное вознаграждение за выполненные заказы, оказалась трудоустроенной в сумме ровно один месяц, она узнала про себя странные вещи.
Оказывается, утверждает Татьяна Сивакова, бухгалтерия ее организации засчитала в стаж только те дни, когда она подписывала договоры о передаче авторских прав, то есть была в офисе компании физически.
Я работала в самых разных журналах и практических всех издательских домах, и почти все они отправили в ПФР корректные данные, благодаря чему я буду получать свои 10 копеек пенсии. С июня я бьюсь с бухгалтерией международной медиагруппы и сегодня получила ответ: „Оснований для увеличения Вашего стажа не видим, сведения, переданные нами в ПФ, считаем верными“, — рассказала она «Ридусу».Ситуация, в которую попала Сивакова, достаточно распространена, потому что работодатели стремятся минимизировать выплаты в ПФР, а работники могут об этом узнать очень сильно постфактум, говорит профессор кафедры трудового права МГУ Елена Мачульская.
В российских трудовых отношениях при всем желании довольно сложно применять презумпцию невиновности к обеим сторонам, поскольку утаивание реальной зарплаты — скорее правило, чем исключение, ведь в получении серых зарплат все участники таких отношений заинтересованы, каждый по своей причине. До того момента, пока, как в случае с Сиваковой, не клюнет жареный петух.
Впрочем, Сивакова как раз утверждает, что считала свой доход от сотрудничества с ACMG полностью белым — но, вероятно, компания была иного мнения.
Умолчание — золото
Если строго придерживаться трудового права, то трактовка работодателя Сиваковой вполне может быть легитимной, предупреждает профессор.
Сейчас, если работник и работодатель не придут к полюбовному соглашению, Сиваковой придется обращаться в суд, а вот тогда медиагруппе ACMG может не поздоровиться, предупреждает эксперт.
Если истица докажет, что в трудовом договоре нет отдельного положения об исчислении рабочего времени, то по умолчанию будет считаться, что она работала пятидневку. И тогда этим делом очень заинтересуется и налоговая инспекция, и сам ПФР — потому что это ему работодатель недоплачивал львиную долю взносов, утаивая реальное количество рабочего времени работника. Тогда уже вопрос будет решаться в арбитражном суде напрямую между ПФР и ACMG, и только этот суд решит, сколько дней стажа заслужила работница, — говорит Мачульская.Ознакомившись с договорами, которые предоставила Сивакова «Ридусу», председатель коллегии адвокатов «Тамир» Оксана Михалкина тоже засомневалась, что работник сможет отстоять трудовой стаж.
В московском офисе медиагруппы ACMG на звонки «Ридуса» в течение всего дня исправно реагировал лишь автоответчик, извиняясь, что сейчас никто не может ответить на наш звонок.