Авто Спорт

Как на фоне политических скандалов ушла эпоха «Формулы 1»

0 6820

Сезон самой престижной в мире гоночной серии «Формула 1» завершился в Абу-Даби на автодроме Яс Марина эпическим Гран-при, победу в котором, как и во всем чемпионате, одержал пилот команды Red Bull Racing голландец Макс Ферстаппен. Судьба первого места решилась в прямом смысле в последних поворотах гонки.

Этот сезон «Формулы 1» войдет в историю мирового автоспорта бескомпромиссным противостоянием Ферстапена и семикратного чемпиона британца Льюиса Хэмилтона из Mercedes AMG Petronas Motorsport.

Сражение гонщиков, помимо спортивной составляющей, сопровождалось многочисленными громкими скандалами и имело политический подтекст. Столь яростного противоборства между двумя пилотами не было, пожалуй, со времен легендарных Айртона Сенны и Алена Проста.

Подноготную противостояния разберем на страницах «Ридуса».

Протесты и скандалы

К последнему в этом году и решающему старту Ферстаппен и Хэмилтон подошли с равным количеством очков, набранных в предыдущих гонках сезона. Формально на первом месте находился летучий голландец, так как в его активе было на одну победу в Гран-при больше. Между тем три крайние гонки подряд выиграл британский гонщик.

Как известно, в «Формуле 1» значение имеет не только мастерство пилотов, без которого, впрочем, не бывает серьезных побед, но и скорость болидов. Технический фактор здесь безусловно решает. Пожалуй, что в этом отношении у британца был некоторый гандикап, успешно используемый им в прошлых сезонах.

«Мерседес» создал великолепную машину, которая доминировала на протяжении последних лет. Red Bull в кооперации с «Хондой» также сумел подготовить более, чем достойный гоночный аппарат, но, все-таки, немного уступающий немецким конкурентам.

Наглядным подтверждением такого положения вещей является ситуация в Кубке Конструкторов, где по набранным очкам два болида с трехлучевыми звездами оставили всех конкурентов далеко позади.

На протяжении сезона и Red Bull, и Mercedes неоднократно подавали протесты на нарушения друг другом технического регламента, а также прочих правил, и оказывали достаточно сильное взаимное давление.

Забегая вперед, стоит сказать, что не обошлось без этого и в Абу-Даби.

Война протестов регулярно выплескивалась в публичное поле в виде жестких комментариев для СМИ. При этом в спорных ситуациях решения администрацией гоночной серии, приводящейся частной американской компанией под эгидой Международной федерации автоспорта (FIA), чаще принимались в пользу Mercedes и Хэмилтона. И этому есть не только спортивное, но и политическое объяснение.

 Британский пилот "Мерседеса" Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Саудовской Аравии "Формулы-1" Британский пилот «Мерседеса» Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Саудовской Аравии «Формулы-1"© AP/TASS

Льюис Хэмилтон, дебютировавший на высшем гоночном уровне в 2007 году, а в 2008-м впервые выигравший титул, выступающий по началу за McLaren, являлся и является единственным чернокожим пилотом «Формулы 1».

Так вот пожалуй, ни один из гонщиков F1 не позволяет себе так часто жаловаться на оппонентов и, буквально, канючить, требуя тех или иных преференций в открытом радиоэфире прямо во время гонок.

В последние пару лет Хэмилтон активно продвигал в массы идеи Black Lives Metter, именно с его подачи большая часть гонщиков устраивала церемонию коленопреклонения перед гонками. Выглядело это порой так, что спортсмены не борются с расизмом, а встают на одно колено перед конкретным коллегой. Кстати, российские пилоты и главный антагонист Хэмилтона Ферстаппен никогда не склонялись.

Антирасистский хайп решил поймать и «Мерседес» соответствующей раскраской болидов. Хэмилтону же, видимо, демонстрации своей политической позиции в вопросе ВLM казалось мало. Он активно продвигал фемповестку и тему защиты прав ЛГБТ.

Выступления в шлеме с радужной раскраской во время гонок в арабских странах, появления на сопровождающих гонки мероприятиях в провокационных костюмах от кутюр, намекающих то ли на нетрадиционную ориентацию, то ли на отсутствие вкуса, провокационные заявления на пресс-конференциях — все это появилось в арсенале чемпиона мира. Едва ли вкладывающим круглые суммы в проведение домашних Гран-при арабским шейхам все это понравилось, но финансовые вопросы с огромным количеством нулей заставляют их смотреть на выходки пилота сквозь пальцы.

А вот акционеры «Формулы 1» всю эту идеологию весьма приветствуют и относятся к ее амбассадору с нескрываемой симпатией. В прошлом году ими была запущена инициатива «We race as one», направленная примерно на то же, что вне трасс продвигает и Хэмилтон.

Создатель современной «Формулы» Берни Экклстоун несколько лет назад сокрушался по поводу жалоб вовлеченных в гонки промоутеров и бизнесменов на американских боссов из компании Liberty Media, владеющей контрольным пакетом, и на текущее положения дел.  Он даже однажды заявил: «Я не хочу смотреть, как «Формула 1» катится под откос». 

Политика пришла в гонки и начала оказывать на происходящее слишком сильное влияние. Конечно, о том, что в нулевых, тот же самый Льюис, например, комплиментарно отзывался о Владимире Путине после одного из Гран-при в Сочи, поклонники и покровители британского пилота, как и он сам, стараются не вспоминать.

Альтернатива Темному Властелину

Пока Хэмилтон завоевывал на лучшей в пелотоне машине титулы, бил рекорды и смешивал гонки с политикой, Макс Ферстапен, дебютировавший в «Формуле 1» в 2015 году в возрасте 17 лет, шел вверх по карьерной лестнице в Red Bull. Начавший с «дублирующего состава» Torro Rosso, он достаточно быстро перерос этот коллектив и с большим багажом заработанных очков оказался в главной команде, которую, когда стал окончательно ясен масштаб гоночного таланта голландца, начали формировать непосредственно под него.

Ферстапен и его менеджмент во главе с отцом — бывшим автогонщиком Йосом — часто очень жестко вели себя с партнерами и соперниками в боксах и на трассах, но никогда не лезли в политические дебри и не пытались поймать дешевый хайп.

Гоночный болид формулы 1Гоночный болид формулы 1© pixabay.com

Более того, Йос Ферстаппен, сам когда-то гонявшийся в F1, неоднократно конфликтовал с прессой, когда, по его мнению, журналисты говорили и писали про сына что-то не то. Дело доходило чуть ли не до разборок на кулаках. Это свидетельствует о нежелании команды Ферстапена быть хорошими для всех. Многих экспертов и болельщиков они даже откровенно раздражали. Красные быки сами выступали в роли мулеты.

Но в это время в Нидерландах сложился самый настоящий культ голландского «СуперМакса», как его стали называть. Также к оранжевой армии болельщиков стали присоединяться многочисленные фанаты автоспортивного подразделения Red Bull по всему миру. Противостояние Ферстаппена и Хэмилтона стало столкновением не только личностей, но и жизненных философий. В уже в сезоне-2020, скомканном из-за пандемии коронавируса, у Макса были реальные шансы на победу. Но время его пришло лишь через год.

Момент истины

Гран-при Абу-Даби началось для действующего до поры чемпиона мира с поражения в субботней квалификации. Возможно, обновленная конфигурация Яс Марины больше подходит в целом более быстрому Mercedes, но Макс Ферстаппен соперника в третьей сессии просто перепилотировал и получил поул. Льюису Хэмилтону удалось взять реванш в воскресенье на старте гонки. Он, использовав фантастические возможности своей машины при разгоне с места, оставил конкурента позади. На 7-м круге Ферстаппен предпринял попытку обгона, вытеснив Хэмилтона за пределы трассы, но тот срезал через зону безопасности и как ни в чем не бывало продолжил лидировать. Санкций не последовало. Как говорится, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Началось преследование, перемежавшееся тактическими пит-стопами.

В какой-то момент Ферстаппену удалось даже поставить самый быстрый круг гонки. Однако догнать и перегнать стремительно несущийся к финишу черный мерседес не удавалось, не смотря на посильную помощь мексиканского соратника Серхио Переса. Все шло к очередной победе Хэмилтона.

Но в дело вмешался Его Величество Случай.

На 51-м круге во попытки уйти с последнего места после неудачной атаки на немца Мика Шумахера из Haas канадский пилот Williams Николас Латифи совершил грубую ошибку, потерял машину и на высокой скорости врезался в ограждение трассы. Полотно моментально оказалось усеяно обломками болида, который, к тому же, замер в очень опасном для других гонщиков месте. Николас не пострадал. На трассе появилась машина безопасности. Благодаря этому, голландцу удалось без потери места заехать в боксы и сменить изношенную резину на свежую. Команда поставила ему софт — самый быстрый тип шин. Хэмилтон же заехать в боксы не успел.

Одновременно дирекция гонки пыталась разобраться, что делать с гонщиками, отставшими на круг, но находящимися между Льюисом и Максом. В результате им разрешено было обогнать мерседес, пейс-кар и вернуться к хвосту пелотона, как и предписывают правила в подобных случаях. При этом, другим круговым, которые уже находились позади обоих лидеров, вернуться в круг не разрешили. Отчасти, видимо, из соображений безопасности — дабы не создавать хаос параллельно уборке разбитого болида. А главное — потому, что времени для этого уже не было. Пока бы они занимали позиции, гонка закончилась бы под сейфти-каром без борьбы, что не соответствует спортивным принципам и духу честного соперничества.

Руководство «Мерседеса» по этому поводу устроило настоящую истерику в радиоэфире. Организаторы могли бы остановить гонку и отправить пилотов на старт с места, но тогда бы их точно обвинили в помощи Red Bull. Да и не принято в Ф1 останавливать рейс тогда, когда этого можно не делать.

Макс ФерстаппенМакс Ферстаппен© EPA/ТАСС

Понимая, что ситуация после рестарта в любом случае может сложиться не в его пользу, Хэмилтон в своей обычной провокационной манере стал замедляться на трассе, пытаясь помешать главному сопернику прогреть резину, а также, возможно, спровоцировать его на аварию или формальное нарушение регламента. Последнее удалось.

Когда «Мерседес» очередной раз резко притормозил, переднее антикрыло машины Макса оказалось чуть впереди носового обтекателя болида британского гонщика.

Теоретически, такую позицию можно было бы счесть нарушением регламента о запрете обгонов во время движения за автомобилем безопасности. Практически же никто никого не обгонял, а опасную ситуацию создавал скорее британец, поведение которого джентельменским не назовешь. Макс, разумеется, обгонять не стал, демонстративно пропустив оппонента вперед.

Рестарт за круг до финиша Ферсаппен провел строго со второй позиции, как и предписывалось. Через несколько поворотов ему удалась классическая атака, и голландец, используя слипстрим, под рев трибун прошел отчаянно сопротивлявшегося Хэмилтона. Тот тут же рванулся в контратаку, но благодаря свежей резине болид Макса был стремительнее. Ферсаппен первым увидел клетчатый флаг. А дальше был ураган эмоций по радио, на подиуме и вне его.

Развязка получилась достойной того, чтобы попасть на страницы книг и киноэкраны.

Подиум с триумфальным Ферстаппеном, странно улыбающимся Хэмилтоном и бывшим партнером Макса по Torro Rosso, а ныне представляющем Ferrari и занявшим третье место в гонке Карлосом Сайнсом, выглядел просто эпически. Конечно, рукопожатия соперников выглядели не совсем искренними. Тем более, как оказалось, это еще не конец истории.

«Мерседес» против

«Кругов за 10 до финиша я сказал, что для победы нам понадобится вмешательство гоночных богов. Теперь же говорю спасибо Латифи. В начале гонки мы чувствовали, что судьи снова обошлись с нами жестоко. Так было весь сезон, я видел, что все спорные моменты решаются в пользу Льюиса. Он сильный соперник, много раз был чемпионом, тем ценнее взять над ним верх. Я умолял по радио гоночного директора FIA Майка Маси: «Дайте же им гоняться!». Мы ведь весь год только этого и добивались. И вот на последнем круге сезона, уже после того, как мы приняли ключевое решение совершить пит-стоп, наконец-то судьи разрешили Максу все сделать самому», — прокомментировал итоги решающей гонки шеф Red Bull Кристиан Хорнер.

Утверждать, подобно отдельным злым языкам из лагеря суппортеров трехлучевой звезды, что авария Латифи была подстроена для того, чтобы помочь Ферстаппену догнать Хэмилтона, на самом деле оснований нет. Похожие комбинации разыгрывались в «Формуле 1» в давние времена, но сейчас случай явно не тот. Хотя бы потому, что команда Williams некоторым образом аффилирована с Mercedes, который поставляет им двигатели. И подставлять своего «старшего брата» для них как выстрел себе в ногу.

Однако «Мерседес» все-таки решил помахать кулаками после драки, испортить Red Bull настроение и пойти до конца. Увлечение идеологией BLM, похоже, бесследно не проходит. Устами своего руководителя Тото Вольфа команда в ультимативном тоне потребовала от FIA пересмотреть итоги гонки, что попало в телетрансляцию, а затем подала два протеста. Первый — на ситуацию с круговыми. Второй — на мнимый обгон Ферстаппеным экс-чемпиона под машиной безопасности.

Стюарды совещались около 4 часов, но протесты отклонили. По первому вопросу в официальном заявлении говорится: «Статья 15.3 позволяет директору гонок контролировать применение автомобиля безопасности, что, как мы считаем, включает его появление на трассе и уход с неё. Хотя, возможно, статья 48.12 была применена не в полном объёме по отношению к моменту возвращения автомобиля безопасности в боксы в конце следующего круга, статья 48.13 над ней превалирует, и когда появляется сообщение «Автомобиль безопасности уходит на этом круге», сейфти-кар обязательно должен покинуть трассу в конце круга». По второму вопросу были изучены данные телеметрии с авто Ферстаппена, подтверждающие, что обгона не было.

Формула 1Формула 1© pixabay.com

«Мерседес» грозит апелляцией. Все должно окончательно разрешиться в течение четырех суток до официальной церемонии награждения FIA, запланированной на четверг.

Если бы организаторы гонок пошли на поводу Хэмилтона и Ко и на сей раз, приняв нужные им решения прямо на автодроме, это выглядело бы уже совсем неприлично, и могло бы нанести непоправимый урон имиджу современной «Формулы 1», убив интерес к гонкам, в которых не останется места честной игре, зато много политики. К тому же многие авторитетные пилоты поддержали нового чемпиона.

«Поздравляю Макса Ферстаппена с титулом. Это для меня был всего лишь вопрос времени — когда он наконец станет чемпионом. Да, сегодня ему помог инцидент, но я считаю, что он заслуженно выиграл чемпионат. Он сейчас на ступеньку выше всех», — считает двухкратный чемпион испанский пилот Фернандо Алонсо из Alpine. Бывший партнер Хэмилтона по команде, сумевший обыграть его в борьбе за чемпионство в 2016-м году и красиво уйти из гонок, Нико Росберг так прокомментировал в видеоблоге итоги сезона: «Снимаю шляпу перед Максом, мои самые теплые поздравления и большой респект! Также классно выступил и Льюис. Это был эпический сезон. Оба гонщика заслуживали титул, но Макс заслужил больше».

Остается добавить, что смена чемпиона всегда положительно влияла на общую конкурентность гонок «Формулы 1» и, соответственно, на зрительский интерес.

Конец эпохи

Вместе с завышением нынешнего сезона в «Формуле 1» заканчивается целая эпоха. И это не только эпоха Хэмилтона. Последнюю свою гонку провел великий и ужасный Кими Райкконен из Alfa Romeo. Финский Айсмен, выигрывавший чемпионат в сезоне 2007, закончил карьеру на минорной ноте. Его болид вылетел с трассы из-за проблем с тормозами.

Впрочем, Кими не унывает. В свойственном ему стиле он рассказал журналистам, что не будет скучать по гонкам и, вообще, гоняться, а будет жить обычной жизнью, воспитывать двоих детей.

На вопрос, не будет ли ему скучно сидеть дома, он ответил, что тому, кому скучно дома с близкими людьми следует сменить либо дом, либо людей. Помимо личного состава в «королевских гонках» меняется и «железо».

Со следующего сезона в «Формуле 1» вводится новый технический регламент. Изменения кардинальны, они коснутся и двигателей, и шасси, и кузовов машин, что в свою очередь может очень серьезно поменять расстановку сил.

Лидерам будет непросто сохранить статус-кво. Последние же команды вряд ли станут первыми, но вполне могут заметно улучшить свои позиции.

Кстати, о последних. Никита Мазепин, отечественный пилот американской команды Haas, болиды которой раскрашены в цвета российского флага благодаря спонсорству компании отца гонщика, в Абу-Даби и вовсе не вышел на старт. Причина даже не в техническом состоянии авто, дышавшего на ладан и не имевшего перед последней гонкой достаточного количеств запчастей. Никита не занял кокпит из-за ковида. Накануне пилот сдал положительный тест и отправился на самоизоляцию.

Такой финал стал квинтэссенцией неудач всего сезона в исполнении нашей гоночной надежды. Инвестиции калиевого короля Мазепина-старшего в «Формулу 1», составившие по оценкам экспертов более 20 млн евро, пока не оправдываются. Но благодаря вышеупомянутым изменениям в техрегламенте и улучшению общего климата в серии, связанного с появлением нового чемпиона в лице Ферстаппена, в следующем году появятся шансы исправить ситуацию.