Наука и техника

Как на Крайнем Севере подготавливают нефть к транспортировке: история в деталях

0 17903

В прошлом материале мы с вами познакомились с бытом нефтяников на Восточной Мессояхе. А сейчас давайте посмотрим, какую работу они выполняют. 

Как живут нефтяники на вахте? Ответ имеется.

Сразу скажу, профессий на промысле очень много. В этом посте я вам покажу ЦПС — Центральный пункт сбора и подготовки нефти и сопутствующую инфраструктуру.

Сначала несколько слов о том, зачем вообще нужен этот пункт сбора нефти. Дело в том, что нефть мало извлечь из недр, её ещё нужно подготовить к транспортировке. Это происходит именно на ЦПС. Сырье сюда поступает по трубопроводам с кустов скважин. Сам пункт — это огромный «завод», где нефть проходит очистку и подготовку. 

1. Образцы нефти, которая добывается на Восточной Мессояхе. Оранжевая богата бензино-керосиновой фракцией, имеет меньшую плотность, чем, допустим, коричневая или черная нефть. Этот «фреш» добывают на глубине около 3 километров!

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Особенность мессояхской нефти — её физические свойства. Она вязкая и холодная, пластовая температура составляет около +16°С. Чтобы с нефтью можно было что-то сделать, ее подогревают. Также её очищают от воды и попутного газа. Сама территория ЦПС просто огромная. Ее площадь — несколько гектаров. Смонтированы огромные резервуары и около сорока километров трубопроводов. Все это управляется специалистами, которые уверенно работают на самом современном оборудовании.

2. Дмитрий Кирильчук, ведущий технолог цеха подготовки и перекачки нефти, показывает, как устроен ЦПС.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Вообще Мессояха — площадка для внедрения нестандартных методов геологоразведки и бурения, позволяющих эффективно работать с трудноизвлекаемыми запасами материковой Арктики. Чтобы повысить коэффициент извлечения нефти, здесь проводят опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, операции гидроразрыва пласта, строят высокотехнологичные многоствольные скважины.

3. Невозможно на фото охватить весь комплекс — настолько он огромный.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Именно на этом промысле впервые в компании «Газпром нефть» было начато массовое бурение по технологии fishbone (в переводе — «рыбья кость»). Конструкция, при которой от основного горизонтального ствола отходят несколько ответвлений, что позволяет увеличить добычу нефти. Каждая третья скважина на месторождении выполнена в подобной конструкции.

4. Так выглядит скважина fishbone.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

5. Насосная внутренней перекачки.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

6. Сами насосы для нефти. Везде установлены системы пожарообнаружения, извещения и тушения.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Несмотря на использование сложнейших методов для извлечения нефти, предприятие очень строго следит за выполнением природоохранных мероприятий. Все это позволяет успешно и безопасно разрабатывать самое северное на материковой части России месторождение, эксплуатация которого начата в 2016 года. 

7. Уже давно нефтянка — это не «работа по колено в нефти». Это чистые, высокотехнологические производства. И управлять ими могут только первоклассные специалисты.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Здесь, на ЦПС, работает Антон Булковский. Знаю его как блогера-нефтяника. К сожалению, из-за карантинных ограничений пообщаться с ним не удалось — он трудится в «чистой зоне», но советую подписаться на его блог. Он интересно рассказывает о своей работе и жизни на месторождении.

8. Антон Булковский, ведущий инженер цеха подготовки и перекачки нефти.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

9. Пункт учета нефти. В этой «загогулине» считается объем приходящей нефти.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Попутный газ, который идет вместе с нефтью, в дальнейшем используется для работы ГТЭС, печей, для нужд промысла. Также часть газа закачивают в подземное газовое хранилище для дальнейшей реализации. Это проект будущего. 

10. Пункт подогрева нефти. Там стоят газовые горелки, которые «питаются» попутным газом. Белый «павильон» — местное изобретение. Там находятся воздухозаборники. Без защиты их забивало снегом, и печи останавливались. Теперь метели больше не проблема.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Для функционирования комплекса здесь сооружена ГТЭС (газотурбинная электростанция) мощностью 84 МВт. Этого бы хватило, чтобы обеспечить энергией, например, Салехард. 

11. Электростанция состоит из 73 объектов, главные из которых — шесть газотурбинных агрегатов мощностью 14 МВт каждый.

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

По мне, это месторождение — вызов людям, которые здесь работают! Также хочу поздравить всех нефтяников с прошедшим профессиональным праздником — Днем работников нефтяной и газовой промышленности, который отмечается с 1980 года в первое воскресенье сентября. Ваш профессионализм заслуживает уважения, ваша деятельность очень важна для всей страны!

С праздником!