Далеко не все знают свои права, проживая в родной стране, а иммигранты — тем более. Иногда такое незнание может стать роковым, как это случилось в Штатах с нашей соотечественницей.
Она приехала к своей взрослой дочке в Америку и познакомилась здесь с мужчиной. Вскоре они поженились, и Наталья ждала, когда получит грин-карту. Ее муж регулярно встречался с ребенком от первого брака и проводил с ним время.
В один роковой день бывшая жена с 8-летним сыном были найдены мертвыми в своем доме.
Правосудие
Подозрение сразу пало на Наталью. Ее привезли в участок для «добровольного разговора», который длился более 20 часов и превратился в допрос с обвинением в совершении этого преступления.
Ей говорили, что против нее уже собраны доказательства и надо признаваться, так как это смягчит наказание. В результате Наталья сказала, что она убила бывшую жену и ребенка и по упрощенной судебной процедуре (без суда присяжных и исследования доказательств) была приговорена к пожизненному заключению…
Признания Натальи было достаточно, чтобы посадить ее в американскую тюрьму пожизненно.
Между тем если бы она знала правило Миранды, то этого бы с ней, скорей всего, не случилось.
В любой момент она могла встать и сказать, что рассказала все, что знает, и хочет уйти. Или хочет, чтобы ей предоставили адвоката, если в отношении нее есть подозрения. Впрочем, она этого не сделала.
Ее можно понять. Наталья умная, интеллигентная и воспитанная в России женщина. Однако в чужой стране, без иммиграционного статуса и с ограниченным знанием английского языка она чувствовала себя испуганной, незащищенной, оказавшись под давлением представителей государства.
Она ждала грин-карту в тот период, поэтому ей казалось наглым встать и уйти или что-то требовать. Между тем, как оказалось, волосы, найденные в руке убитой, не принадлежат Наталье, так же как и кровь на двери ручки.
Жертвам преступления было нанесено более 50 ударов ножом, то есть была борьба, однако на месте преступления не было обнаружено ни одной улики, указывающей на Наталью. При такой схватке, нужно заметить, сложно не оставить улик.
Однако правосудию, американскому в том числе, достаточно признательного показания.
Даже если допустить, что такая хрупкая по телосложению и интеллигентная женщина, как Наталья, причастна к этому преступлению, то она имела право на квалифицированную юридическую помощь и на то, чтобы ее вина была доказана путем предъявления доказательств на судебном разбирательстве, а не на «приговор в комнате допроса».
К сожалению, обвиняемая не заявила о своих правах.
Бесплатный адвокат, предоставленный уже после признания, лишь настаивал, что подтверждение этого признания перед судьей — лучший способ избежания смертной казни. То есть позже подтверждение своего признания казалось Наталье уже единственным способом спасти жизнь.
Зато бесплатный адвокат посчитала результат своей защиты успешным — поскольку удалось избежать смертной казни. Вопросами вины-невиновности никто не задавался.
Что же означает правило Миранды?
Об истории Miranda warning и прочих деталях можно много всего найти в интернете, однако заключается это правило в том, что представитель правоохранительных органов при аресте (задержании) должен сказать следующее (а самое главное — обеспечить выполнение этого условия): «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?»
Также граждане другой страны могут потребовать общения с дипломатическим представителем своей страны.
Мы много раз слышали это в голливудских фильмах, однако это не просто слова. Это ваши реальные права. И каждый человек, независимо от его иммиграционного статуса, может реализовать эти права.